Как стало известно "Ъ", у лизинговой компании "Европлан" могут смениться собственники. Нынешние владельцы — инвестфонды Baring Vostok и Capital International ведут переговоры о продаже компании с группой БИН и Сбербанком. При этом банки в данном случае не конкурируют друг с другом, а планируют совместную сделку.
Предполагается, что Сбербанк купит блокпакет и станет миноритарным акционером, в то время как группа БИН будет основным собственником. Такое распределение ролей выгодно обоим покупателям, указывают эксперты.
О том, что единственные акционеры лизинговой компании "Европлан" — Baring Vostok и Capital International — ведут переговоры о продаже 100% акций компании с группой БИН и Сбербанком, рассказали "Ъ" источники на банковском рынке.
"Основным претендентом до недавнего времени был Сбербанк, однако он не договорился по цене и отстранился от сделки по покупке всей компании",— отмечает один из них. На этом фоне группа БИН стала первым претендентом, добавляет другой источник "Ъ".
"Перейдут ли к группе БИН 100% "Европлана" или только контроль (на меньшее она не согласна), не ясно,— говорит один из собеседников "Ъ".— Сбербанк остается в переговорах и не исключает приобретения небольшой доли, например, блокпакета. Вероятность заключения такой сделки высока",— отмечает он.
В Baring Vostok сообщили, что интерес к покупке "Европлана" проявили несколько инвесторов, отказавшись раскрывать их имена. "В "Европлан" инвестировал один из наших старейших фондов,— отметили в Baring Vostok.— Необходимости продажи всех активов фонда в связи с окончанием срока его жизни нет, однако мы изучаем возможности для выхода".
По итогам 2014 года "Европлан", специализирующийся на розничном лизинге легковых импортных автомобилей, занимал первое место, по объему нового бизнеса — четвертое. В 2014 году чистая прибыль компании составила 1,5 млрд руб. Доля на рынке автолизинга оценивается в 30%.
Оценивать стоимость сделки участники рынка официально не берутся, поскольку публичных сделок в этом сегменте почти нет. "До кризиса 2008 года "Европлан" оценивался потенциальными покупателями в четыре капитала, однако с тех пор ситуация на рынке ухудшилась,— говорит топ-менеджер на рынке лизинга.— Платежеспособность населения падает, а вслед за ней и спрос на импортные авто".
В такой ситуации, по его мнению, сумма сделки не превысит один-два капитала. По итогам 2014 года, согласно отчетности по МСФО, капитал "Европлана" составлял 8,4 млрд руб.
Участники рынка сходятся во мнении, что совместная покупка "Европлана" выгодна как группе БИН, так и Сбербанку. Для Сбербанка интерес представляет розничная модель бизнеса "Европлана", поскольку в его собственной компании "Сбербанк-лизинг" розница отсутствует, но, по информации "Ъ", Сбербанк намерен развивать это направление.
"С учетом этих планов покупка 25% с перспективой выхода через определенный срок после получения опыта вполне логична",— говорит собеседник "Ъ".
"Стандартизированные лизинговые решения "Европлана" могут быть интересы банкам с широкой филиальной сетью, заинтересованным в наращивании своего розничного лизингового бизнеса,— отмечает гендиректор "Трансфин-М" Дмитрий Зотов.— Главное, чтобы при внедрении его технологий в банках в них не вносились существенные изменения, иначе это может остановить продажи".
Группа БИН на рынке лизинга не представлена и может быть заинтересована в выходе на него в партнерстве со Сбербанком, сеть которого можно использовать для лизинговых продаж, указывают участники рынка.
"Лизинговые компании в качестве объекта инвестирования в первую очередь интересны банкам, которые в условиях перераспределения рынка нацелены на создание структур холдингового типа, объединяющих несколько активов, работающих в различных сегментах рынка финансовых услуг",— отмечает гендиректор компании Carcade Алексей Смирнов.
Группа БИН наращивает свое присутствие за счет приобретения банков (МДМ-банка, санации группы РОСТ и Москомприватбанка) и НПФ (покупка НПФ Райффайзенбанка).