По данным газеты «РБК daily», Группа СОК перестала быть крупнейшим поставщиком комплектующих для «Автоваз», продав шесть автокомпонентных предприятий. Покупатель не раскрывается, но предполагается что им стали «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) — структура, созданная по инициативе «Ростехнологий» для объединения поставщиков «Автоваз» и КАМАЗ. Сделка была денежной, устроила обе стороны и в ближайшем будущем группа СОК не планирует возвращаться в автомобильный бизнес.
Группа СОК полностью вышла из автокомпонентного бизнеса, свои предприятия: «ВАЗинтерсервис», «Автосвет», ОСВАР, «Комплект Лтд», «Мотор-Супер» и дистрибьютора на вторичном рынке автозапчастей «Волгапроммаркет». На эти компании приходилось около 10% всего объема поставок комплектующих для «Автоваз». «Мотор-Супер» и вовсе назывался «Автоваз» одним из лучших поставщиков.
Ранее говорилось, что возможным партнером в этой сделке может стать «Автоваз». Но, скорее всего, «Автоваз» не покупал эти предприятия, так как данные активы обременены долгами, и автозаводу нет смысла их приобретать. Между тем, «Автоваз» ранее заявлял, что в будущем возьмет в управление ряд автокомпонентных предприятий. Правда, будут ли в этом ряду бывшие заводы группы СОК, на «Автоваз» затруднились ответить.
Несколько лет назад компания ОАТ уже вела переговоры с группой СОК о покупке ее активов, которые оценивались в $150—200 млн. Но из-за кризиса ОАТ потеряла интерес к этой сделке.
Напомним, что между группой СОК и «Автоваз» неоднократно случались раздоры. Так, в марте прошлого года «Автоваз» пришлось остановить конвейер из-за проблем с поставкой автокомпонентов с предприятий группы СОК. Тогда говорилось о том, что компания требовала от «Автоваз» пересмотра условий отгрузки.
Предполагаемый покупатель автокомпонентного бизнеса группы СОК - холдинг ОАТ был создан по инициативе «Ростехнологий» для объединения заводов, которые являются одними из основных поставщиков «Автоваз» , КАМАЗ. Основным акционером ОАТ является «Тройка Диалог», в холдинг входят «Димитровградский автоагрегатный завод», «Скопинский автоагрегатный завод» и «Сердобский машиностроительный завод.»
ЗАО «Вазинтерсервис» основано в 1991 году с целью выпуска пикапов на базе автомобилей LADA, а также как производство автокомпонентов для ОАО «Автоваз». В настоящее время номенклатура производства превышает 200 наименований. «Вазинтерсервис» поставляет комплектующие на автосборочные заводы России, а также на вторичный рынок. Продвижение и реализация продукции «Вазинтерсервис» на вторичный рынок по России и за ее пределами осуществляется через генерального дистрибьютора - ЗАО «ВолгаПромМаркет». Региональные дилеры с ЗАО «ВолгаПромМаркет» работают по долгосрочной договорной системе.
ОАО «Завод Автосвет» является ведущим разработчиком и производителем автомобильной светотехники для автомобилей, выпускаемых в России и странах СНГ. Завод основан в 1856 г. как медно-латунное производство С 1931 года завод специализируется на производстве автомобильной светотехники. С 1992 года предприятие является акционерным обществом. С 1999 года ОАО «Завод Автосвет» входит в Группу «СОК». В 2005 г. начато сотрудничество с фирмой Hella Autotechnik (Чехия).
В настоящее время на предприятии трудятся около 1,5 тыс. человек. Продукция поставляется на: автомобильные; автобусные; тракторные; мотоциклетные; троллейбусные, трамвайные и другие заводы. Основные партнеры предприятия: ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «Иж-Авто», ОАО «Ижевские мотоциклы», ОАО «УАЗ», АМО «ЗиЛ», ОАО «КамАЗ», ОАО «МАЗ», АО «Павловский автобус», ПО «БелАЗ», ОАО «СеАЗ», ООО «Ликинский автобус», ЗАО «ЗАЗ», ТД ЗАО «Автосвет» (вторичный рынок) и др. Завод выпускает около 400 видов изделий и запасных частей, в частности, приборы головного света, приборы световой сигнализации, приборы дополнительного света, соединительные изделия.
«Группе СОК достаточно давно стало ясно, что перспектив в этом бизнесе у них мало, так как поставлять компоненты на условиях «Автоваз» малоприбыльно, — считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Тем более у «Автоваз» есть четкая позиция — чтобы все было подконтрольно, и если предприятия принадлежат кому-то, кто может вставлять палки в колеса, то будут проблемы и перебои с поставками».