Группа компаний «Синдика» мультимиллионера и сенатора от Кабардино-Балкарии Арсена Канокова приобрела сеть гипермаркетов премиум-класса «Глобус Гурмэ». Об этом Forbes рассказали два источника на рынке продуктового ретейла. «Сделка закрыта 15 августа», — подтвердил Егор Соломатин, вице-президент «Синдики». Свои доли продали ресторатор Аркадий Новиков и владелец Pinskiy & Co Антон Пинский, а также ряд менеджеров «Глобус Гурмэ». «Новиков и Пинский остались, но стали миноритариями», — говорит Соломатин.
Информацию о сделке подтвердил и Антон Пинский. В нее вошли три гипермаркета «Глобус Гурмэ», расположенные в ТЦ «Гименей», «Времена года» и «Премьер» на Новой Риге, а также один магазин формата «Глобус Гурмэ экспресс» в аэропорту Шереметьево. Общая торговая площадь объектов, по оценке «Infoline-Аналитики», составляет 4000 кв. м. Сумма сделки не раскрывается.
Управлять сетью теперь будет команда «Синдики». Соломатин говорит, что ребрендинг сети не планируется. По его словам, «Синдика» готова инвестировать в открытие новых супермаркетов, но «не более пяти магазинов в год». В планах компании — выход в города-миллионники. Объем инвестиций не раскрывается.
Арсен Каноков занимал 160-е место в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России» 2021 года с оценкой состояния в $750 млн. Группа «Синдика» владеет 10 отелями, три из которых в Сочи, и торговыми комплексами суммарной площадью более 460 000 кв. м в разных регионах страны. Также компания владеет более чем 30 рынками: на балансе — центральные рынки Краснодара, Тулы, Иванова, Астрахани, Ставрополя, «Братиславский рынок», Перовская база и пр. Из последних приобретений — «Москворецкий рынок», кроме того, группа вместе с Пинским и рэпером Тимати приобрела активы ушедшей из России сети кофеен «Старбакс».
«Глобус Гурмэ» основали Лев Хасис и ресторатор Аркадий Новиков. В 2004 году ресторатор приобрел франшизу французской сети гастрономических бутиков Hediard, а компания Хасиса получила лицензию на открытие бутиков Fauchon. Тогда бизнесмены решили совместно управлять всеми проектами, а также развивать новую розничную сеть — «Глобус Гурмэ». Первый гастроном ретейлера был открыт в июне 2005 года на улице Большая Якиманка в ТЦ «Гименей». Позже точки были открыты в «Весне» на Новом Арбате, в «Жукоffка Плаза» на Рублево-Успенском шоссе и в других премиальных локациях.
Структура владения бизнесом не раскрывалась. Но известно, что к 2007 году в числе акционеров были компания Fosbourne (56% было у Хасиса, еще 44% — у бывшего топ-менеджера Альфа-банка и «Уралсиба» Евгения Бернштама), Аркадий Новиков и менеджмент сетей. Позже Новиков решил выйти из бизнеса. В 2019 году аналогично поступил и Хасис.
В январе 2020 года сеть была продана рестораторам Аркадию Новикову и Антону Пинскому. На тот момент в сеть «Глобус Гурмэ» входило 10 магазинов, по данным «Infoline-Аналитики», — семь супермаркетов и три мини-маркета «Глобус Гурмэ экспресс» общей торговой площадью более 6000 кв. м. Бизнес «Глобус Гурмэ» оценивался примерно в 1,6–1,7 млрд рублей.
Партнеры собирались провести ребрендинг сети, сократить торговые площади в пользу гастромаркета, а также открывать магазины малого формата «у дома». Первая торговая точка площадью 150 кв. м должна была появиться на Патриарших прудах. «Этот проект не пошел и был закрыт, но мы не оставляем надежды на развитие небольших форматов. У нас же есть «Глобус Гурмэ экспресс», — говорит Егор Соломатин.
«Стоимость бизнеса сети в рамках сделки могла составить не менее 400 млн рублей с учетом успешного выхода сети на прибыльность в 2021 году после масштабных убытков 2020 года», — рассуждает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В 2021 году выручка ретейлера, по оценке «Infoline-Аналитики», уменьшилась на 17%, до 1,65 млрд рублей (без НДС).
«Инвестиции в открытие новых магазинов при сохранении стандартов существующей сети составят около 100 000 рублей на один квадратный метр площади, что соответствует инвестициям не менее 100 млн рублей на один торговый объект», — продолжает Бурмистров. Однако он предупреждает, что в текущих условиях «Глобус Гурмэ» будет тяжело конкурировать с супермаркетами «Азбука вкуса» и премиальными объектами сетей «Перекресток», SPAR, а также, например, со «ВкусВиллом». «Фокус на развитие кулинарии выглядит логичным, однако необходимо усиление компетенций и в продаже других товарных категорий», — считает эксперт.