По данным газеты «Коммерсант» и информационного портала Subscribe.ru, группа Softline купила пермскую IT-компанию Enaza, сообщил источник, знакомый с ситуацией. Кипрская Axion Holding Cyprus Ltd стала владельцем 100% головной компании Enaza ООО «Фрешсторе» в августе этого года, подтверждают данные ЕГРЮЛ в Kartoteka.ru.
Согласно информации, направленной Axion Holding Cyprus властям Кипра, 79,9% ее акций принадлежит Softline Group Inc., еще 15,7% контролируют фонды Da Vinci, 4,5% — ООО «Аэроплаза», ранее входившее в список аффилированных лиц Совкомбанка.
Продавцами выступили Егор Гурьев (у него было 20,8% «Фрешсторе»), Евгений Жуланов (42,2%) и Мария Сутормина (37%), следует из базы «СПАРК-Интерфакс». Enaza будет инкорпорирована в структуру Softline, подтвердила вице-президент по инвестициям Softline Елена Волотовская.
«Фрешсторе» зарегистрирована в 2009 году. По данным Kartoteka.ru, ее выручка в 2016 году составила 432 млн. руб., чистая прибыль — 25 млн. руб. Компания продает игры, музыку, антивирусный софт «Лаборатории Касперского», Dr. Web и др. через партнеров, которыми в разное время были «Связной», «Ростелеком», «ЭР-Телеком» и др.
В 2014 году ее дочерняя компания «Фрешсторе Сервис» была выбрана «Ростелекомом» для контракта на разработку игровой платформы — games.rt.ru — стоимостью 14 млн. руб. В мае 2017 года сообщилось о закрытии проекта.
Кроме того, в группе Enaza разрабатывают сервис облачных игр Playkey, им занимается ООО «Игровые решения», которое не является частью сделки, уточнил директор по маркетингу Enaza Роман Епишин. Отметим, что сервис облачных игр Playkey привлек за три недели pre-ICO $1,4 млн., $1 млн. из которых — инвестиции в токены платформы от американского фонда Uncharted Capital.
Сумму сделки в Sofltine не раскрывают, но отмечают: приобретение окупится в течение трех лет. По словам госпожи Волотовской, Softline планирует масштабировать платформу Enaza на рынки дальнего зарубежья, включая Южную Америку, Юго-Восточную Азию, Центральную Азию и Восточную Европу.
«Мы уже провели предварительные переговоры с рядом телеком-операторов и сервис-провайдеров, то есть с ключевыми заказчиками, у которых будет применяться платформа, и договорились начать работу по внедрению решения»,— добавила она.
Через два года в странах дальнего зарубежья Softline планирует добавить за счет этой сделки «более $25 млн. выручки».
Рынок облачных сервисов в 2017 году вырастет на 18%, а к 2020 году 80% от общего количества ПО, реализуемого в мире, будет продаваться по подписочной модели, прогнозирует Gartner.
Для расширения в этом сегменте помимо Enaza Softline также приобрела права на платформу Zsquare (по данным Kartoteka.ru, 100% ООО «З Квадрат» владеет Ольга Зубрицкая).
После двух сделок Softline оценивает свою долю в российском сегменте b2c-подписок на антивирусы через провайдеров примерно в 85%. Объем клиентской базы Enaza, Zsquare и Softline превышает 20 млн абонентов, уточнила госпожа Волотовская.
Softline — поставщик ИТ-решений и сервисов, работающий на рынках России, СНГ, Латинской Америки, Индии и Юго-Восточной Азии.
Среди услуг: комплексные технологические решения, лицензирование программного обеспечения, аппаратное обеспечение, IT-услуги. По итогам 2016 финансового года оборот Softline превысил $1 млрд., за последние 10 лет среднегодовой темп роста продаж составил 27%.
Напомним, что в этом квартале холдинг Softline перед IPO проводит крупнейшее размещение бондов в истории российского IT-рынка на общую сумму 10 млрд. рублей.
Облачная модель выгоднее для заказчиков по ряду показателей, считает старший исполнительный директор «БДО Юникон Бизнес Солюшнс» Андрей Якименко. Так, при покупке ПО без подписки стоимость техподдержки может достигать 20–25% стоимости самой лицензии, говорит он.
Можно прогнозировать, что подписочную модель в большей степени будут использовать компании сферы услуг, ритейла, небольшие, но технологичные сервисные компании, и в гораздо меньшей степени крупные компании, рассуждает господин Якименко.
«Это связано с тем, что крупные производственные компании зачастую имеют внутреннюю регламентную базу, ограничивающую использование облачных приложений. В этом сегменте быстрого развития ожидать пока не приходится»,— заключает эксперт.