Как стало известно "Ъ", группа "Сумма" Зиявудина Магомедова оспорила правомерность решения совета директоров "Трансконтейнера" о продаже 50% акций казахстанской "Кедентранссервис" его другому совладельцу "Казахстан темир жолы" (Казахстанская железная дорога, КТЖ). Сделка должна была стать одним из этапов проекта создания Россией, Белоруссией и Казахстаном Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), который теперь может затянуться.
О том, что у "Трансконтейнера" могут возникнуть сложности при продаже КТЖ 50% акций "Кедентранссервиса", "Ъ" рассказал источник, близкий к российской компании. По его словам, группа "Сумма" (контролирует 24,1% "Трансконтейнера") не согласна с процедурой согласования сделки и хочет поднять вопрос на заседании совета директоров "Трансконтейнера" 15 апреля.
Совет 18 февраля одобрил продажу, но "Сумма" считает, что это сделка с заинтересованностью: после консолидации актива КТЖ должны внести его в капитал ОТЛК, владеющей 50% плюс 2 акциями "Трансконтейнера". Решение по продаже должно принимать собрание акционеров, считает собеседник "Ъ".
По данным "Ъ", представители "Суммы" сообщили главе совета директоров "Трансконтейнера" Жанар Рымжановой, что из-за связанности сделок есть риск предъявления претензий к компании со стороны акционеров и держателей GDR.
"Трансконтейнер" купил 67% акций "Кедентранссервиса" в 2011 года за $69 млн, в 2013 году КТЖ воспользовались правом выкупа 17% акций, доведя долю до 50%. "Кедентранссервис" оказывает транспортно-экспедиционные услуги и оперирует 19 терминалами в Казахстане. "Трансконтейнер" оценивал стоимость чистых активов компании на конец 2013 года в 1,9 млрд руб., в 2014 году ее выручка составила 9,2 млрд руб., прибыль — 326 млн руб.
В "Трансконтейнере" говорили, что инициатором сделки была КТЖ, "цена устраивает" (по данным "Ъ" — $60 млн). Но как говорили собеседники "Ъ", сделку поддержали только шесть членов совета директоров, еще пять были против или воздержались.
В "Трансконтейнере" лишь говорят, что "цели по участию в "Кедентранссервисе" достигнуты", при этом КТЖ не давала "существенных юридических обещаний" по внесению актива в ОТЛК. Именно этот проект может быть одной из причин демарша "Суммы": она сама хотела получить контрольный пакет "Трансконтейнера".
Впрочем, источник "Ъ", знакомый с позицией "Суммы", уверяет, что там не против создания ОТЛК, но хотят "минимизировать риски", связанные с "поспешной" продажей "Кедентранссервиса".
Другой собеседник "Ъ" подтверждает, что решение о выходе "Трансконтейнера" из актива принято "очень быстро", в детали сделки миноритарии не посвящены и опасаются, что это негативно скажется на капитализации компании: "С момента покупки только и шла речь о том, насколько это привлекательный и перспективный актив, и внезапно его решают продать".
Партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов считает, что у "Суммы" есть все шансы оспорить сделку: "Претензии миноритариев обоснованы и логичны: они опасаются, что после продажи актива доходность "Трансконтейнера" может упасть".
Но управляющий партнер адвокатского бюро "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрий Черняков отмечает, что если цена отчуждаемых акций будет рыночной или выше, то риск признания сделки недействительной минимален, а взыскать убытки с членов совета директоров почти невозможно.