Группа «Сумма» в ближайшие дни все-таки закроет сделку по покупке FESCO у Сергея Генералова. Сумма сделки составит около $900 млн. О покупке FESCO «Сумма» заявляла еще в июне, но не смогла получить финансирование в российских банках, что и затянуло закрытие сделки.
В итоге «Сумма» договорилась с западноевропейскими банками. Основным кредитором выступит ING, в синдикате также Goldman Sachs и Raiffeisen. Решение российских банков отчасти могло быть политическим. Создание такого крупного транспортного холдинга многим не понравилось. Сумма синдицированного кредита может составить около $700 млн.
Кроме того, «Суммы» может появиться партнер, который профинансирует до 20% сделки. В будущем не исключено появление у FESCO нового миноритарного акционера. Но «Сумма» в любом случае будет контролирующим акционером FESCO, а новый партнер, если он появится, не будет игроком транспортного рынка. Привлечение партнера под сделку — вынужденный шаг со стороны «Суммы», который ей необходим для получения кредита.
Структура сделки с лета не претерпела значительных изменений. «Сумма» покупает у ГК «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова 56% ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головное юрлицо FESCO). Еще более 9% из 13% казначейских акций FESCO продала в первом полугодии за $78 млн.
По итогам сделки под контроль «Суммы» перейдут «Владивостокский морской торговый порт» (специализируется на перевалке контейнеров, металлов и автомобилей), железнодорожные компании «Трансгарант» и «Русская тройка» (50%, еще 50% у ОАО РЖД), крупнейший на Дальнем Востоке оператор рефрижераторных контейнеров «Дальрефтранс», около 20% акций «Трансконтейнера», ряд других активов. В структуру сделки не войдет только часть морского флота FESCO — 25 судов для перевозки генеральных грузов.
Транспортная группа FESCO сегодня — это крупнейший национальный интермодальный транспортный оператор, объединяющий возможности морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и стивидорного обслуживания на собственных терминалах в крупнейших портах России и СНГ, владеющий разветвленной сетью офисов по всему миру.
Производственные активы Группы включают в себя современные суда различных типов, собственный диверсифицированный парк подвижного состава, тяговый железнодорожный состав, автотягачи, парк контейнеров и специального оборудования, морские и наземные терминальные комплексы, позволяющие объединять различные виды транспорта в единую логистическую цепочку.
Это «Владивостокский морской торговый порт» (специализируется на перевалке контейнеров, металлов и автомобилей), морской торговый флот (49 судов, включая четыре ледокола), железнодорожная компания «Русская тройка» (50%, еще 50% у ОАО РЖД), крупнейший на Дальнем Востоке оператор рефрижераторных контейнеров «Дальрефтранс», около 20% акций «Трансконтейнера», логистические и экспедиторские компании.
Выручка в 2011 году составила $1 млрд, EBITDA — $225 млн, чистая прибыль – $29,14 млн. Консолидированная выручка FESCO по МСФО в первом полугодии 2012 года составила $582,5 млн, убыток - $60 млн (объяснялся переоценкой стоимости флота, а также курсовыми разницами). Рыночная капитализация компании 28.11.2012 г. составляла чуть более 29 млрд руб.