По данным газеты «Коммерсантъ», Группа компаний ТАИФ намерена приобрести контрольный пакет акций татарстанской авиакомпании «Тулпар Эйр», выполняющей деловые перевозки по всей России. Совладелец авиакомпании говорит, что ТАИФ обеспечит ее льготным кредитованием.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России одобрила ходатайство ОАО «ТАИФ» о покупке у учредителя авиакомпании Азата Хакима доли в размере 10,04% уставного капитала. Таким образом, компания консолидирует 51% акций «Тулпар Эйр». Господин Хаким станет миноритарным акционером авиакомпании.
ТАИФ стал совладельцем авиакомпании «Тулпар Эйр» в апреле этого года, выкупив 40% ее акций. Кроме того, спустя месяц холдинг приобрел 51% долей центра по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) бизнес-джетов — ООО «Тулпар Техник». В создание этого предприятия ГК «Тулпар» вложила более $10 млн.
История группы «Тулпар» началась в 1991 году с создания первой частной авиакомпании в Татарстане. С самого начала основным профилем деятельности стала деловая авиация. Все началось с одного самолета ЯК-40 в варианте «салон», который был арендован у государственного предприятия. Чуть позже эта авиакомпания получила название «Тулпар», что в переводе с татарского означает «пегас», и с тех пор её логотипом стал крылатый скакун.
В настоящее время «Тулпар», как перевозчик, имеет сертификат эксплуатанта авиации общего назначения, но, в основном, «Тулпар» выполняет функции лизинговой компании, владея солидным парком воздушных судов. В собственности «Тулпара» находится самолет ЯК-40 в варианте «салон», самолеты ЯК-42 в различной конфигурации и самолет Hawker-700. Все эти воздушные суда активно эксплуатируются различными перевозчиками как в России, так и за рубежом (в частности, на Кубе).
Кроме непосредственно самого «Тулпара», в группу входят также фирмы: «Тулпар Интерьер Групп» (ремонт и переоборудование интерьеров воздушных судов). «Тулпар Сервис» (спецавтотранспорт). Также «Тулпар Сервис» является поставщиком на рынок республики Татарстан интерьерного багета производства Южной Кореи. «Финтранс» (продажа авиа-, железнодорожных и автобусных билетов). «Тулпар Геликоптерс» и, собственно, авиакомпания «Тулпар Эйр».
В собственности «Тулпара» административные здания АТБ, механизированные склады, гараж, несколько цехов по ремонту и переоборудованию интерьеров, база автотранспорта с теплой стоянкой. Имея в распоряжении группу успешно взаимодействующих подразделений «Тулпар» предлагает Заказчику весь перечень составляющих услуги, в том числе: техническое обслуживание ВС; эксплуатацию ВС «под флагом» авиакомпании; ремонт и переоборудование интерьеров ВС; предоставление экипажей; организацию и выполнение чартерных рейсов на самолетах и вертолетах.
Компания работает в Центральном округе, Сибири и на Дальнем Востоке, в Татарстане практически не представлена. Общий оборот группы «Тулпар» за прошлый год составил около 1,5 млрд руб., из них на авиакомпанию «Тулпар Эйр» пришлось 685 млн руб.
Авиакомпания «Тулпар Эйр» была создана в конце 2004 года, на базе авиакомпании «Атлас», которая в то время имела вертолетную специализацию и показывала весьма скромные результаты. Однако в результате преобразования и использования объединенных ресурсов всех предприятий, входивших в группу компаний «Тулпар», авиакомпания получила, что называется, «второе дыхание».
Стратегическое направление деятельности Авиакомпании «Тулпар Эйр» – деловая авиация. Кроме этого, продолжает развиваться применение авиации в отраслях промышленности (вертолетная тематика). В составе эксплуатируемого парка воздушных судов –самолеты Як-40, Як-42, Challenger 300, Cessna Citation JET 525, вертолеты Eurocopter EC135, Ми-8МТВ, Ми-2, Ми-8Т. Базируются самолеты в Казани, Бегишево, Краснодаре, Красноярске, Москве.
Участники рынка называют покупку холдинга разумной, поскольку объем рынка бизнес-авиации в России —$700 млн и активно развивается.
Участники рынка назвали намерения ТАИФа по выходу на авиарынок «логичными». «По-видимому, Азат Хаким сумел убедить своего партнера в хороших перспективах развития этого бизнеса,— считает генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев.— Кроме того, у ТАИФа есть большой и удобный ангар для обслуживания как зарубежных, так и отечественных машин. Команда в «Тулпар Эйр» сильная — часть коллектива перешла туда из авиакомпании «Татарстан». Думаю, у них все получится».