Компании «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф» привлекли российское подразделение инвестбанка Lincoln International и консалтинговую фирму EY для поиска инвестиций в размере более $100 млн, рассказал “Коммерсанту” представитель сервисов. В пресс-службе российского офиса EY подтвердили участие, в Lincoln International не ответили на запрос.
Сервисы «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф» специализируются соответственно на услугах грузоперевозок и такси. Ранее оба входили в группу компаний «Грузовичкоф.Таксовичкоф», которой владел бизнесмен Игорь Рудзий, однако в декабре 2018 года стало известно, что он вышел из обоих бизнесов. Сейчас ООО «Грузовичкоф-Центр» на 100% принадлежит гендиректору Михаилу Перминову, а ООО «Транс-Миссия» («Таксовичкоф») — на 90% гендиректору Максиму Федорову и на 10% Михаилу Мальцеву. Стратегические консультации обеим компаниям предоставляет управляющая компания People & People Игоря Рудзия, уточнил их представитель. Совокупный оборот компаний за 2019 год составил около 7,3 млрд руб., по их собственным данным.
Привлеченные средства компании намерены направить на развитие собственной IT-платформы, разработку мобильного суперприложения, продвижение в регионах присутствия и региональное развитие.
При этом «Таксовичкоф», в частности, не исключает выход на рынки перевозки товаров, курьерской доставки и доставки еды.
«Таксовичкоф» работает в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Сосновом Бору и Нур-Султане (Казахстан) и насчитывает около 20 тыс. водителей и 20 собственных таксопарков. Исходя из результатов исследования Аналитического центра при правительстве в 2019 году, «Таксовичкоф» не занимал значимой доли на рынке агрегаторов, где лидирует «Яндекс.Такси» с долей 24%. При этом в Петербурге, по собственным данным, «Таксовичкоф» занимает 10% рынка.
«Таксовичкоф» не отличается широкой сетью таксопарков, ему нужны десятки миллионов долларов, чтобы, например, попытаться закрепиться в маленьких городах, рассуждает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. Но в любом случае рынок агрегаторов такси уже плотно занят, речь идет скорее о том, чтобы продержаться, пока компанию не купит кто-то из крупных игроков или «оптимистичных» иностранных инвесторов, полагает он.
Собеседник издания на рынке агрегаторов такси оценивает стоимость «Таксовичкоф» не более чем в $30 млн, тогда как группа компаний «Везет», о планах по покупке которой летом 2019 года объявил «Яндекс.Такси», может стоить около $300 млн.
«Если предположить, что они привлекут объявленные или сопоставимые суммы, то этого с избытком хватит, чтобы держаться в Санкт-Петербурге. Но чтобы воевать с "Яндексом" и "Ситимобил" в масштабах страны, этого явно недостаточно»,— уверен он. Кроме того, по его словам, в текущей экономической ситуации и на фоне распространения коронавируса инвесторы «никому ничего не дают», хотя можно надеяться, что они вспомнят о проектах после того, как обстановка стабилизируется.
Управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава возражает: крупные инвестраунды продолжаются. Он приводит в пример недавние инвестиции в проекты в сфере Grab и Gojek в Юго-Восточной Азии, а также сделки самой Leta Capital. «На рынке такси сейчас не лучшие времена, но компании, которые предлагают более дешевые бизнес-модели или работают на развивающихся рынках, продолжают расти и привлекать средства»,— указывает господин Чачава. По его словам, у инвестфондов сейчас есть свободные средства, которые нужно инвестировать.