По данным газеты «РБК daily», переговоры Х5 Retail Group о покупке столичной сети супермаркетов «Остров», которые длятся уже несколько месяцев, наконец достигли определенного прогресса. Кроме Х5 на «Остров» претендует и калининградская сеть «Виктория».
Х5 подала в антимонопольное ведомство ходатайство на покупку сети «Остров» из 19 супермаркетов в начале августа. Заявка зарегистрирована 4 августа. Х5 хочет получить предварительное согласие ФАС на приобретение трех юрлиц, связанных с сетью супермаркетов «Остров». В ходатайстве ритейлер указывает, что претендует на покупку до 100% акций компаний.
«Мы бы хотели заранее понимать позицию ФАС в отношении увеличения присутствия Х5 в московском регионе, поскольку прединвестиционная проверка компании, составление договоров, подготовка к сделке — это дорогостоящие мероприятия для обеих сторон», — директор по слияниям, приобретениям и развитию бизнеса Х5 Андрей Гусев. В соответствии со ст. 33 закона «О защите конкуренции» на рассмотрение ходатайства ФАС отводится 30 дней, а в случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на два месяца. Согласно закону о торговле, доля ритейлеров в Москве и Санкт-Петербурге и других муниципальных и городских округах не должна превышать 25%. В связи с этим Х5 важно понять, будет ли превышен этот порог в результате потенциальной сделки.
По словам представителя Х5, активные переговоры с «Островом» идут несколько месяцев. Ритейлеры обсуждали все возможные варианты взаимодействия — рассматривалась даже возможность работы «Острова» в качестве франчайзи Х5. «Нас интересуют все сети, которые могут дать Х5 определенные преимущества — хорошее местонахождение объектов, клиентскую базу, опытную команду и другие», — заметил Андрей Гусев.
Сеть супермаркетов «Остров» входит в состав многопрофильного холдинга, среди основных направлений деятельности которого управление собственной офисной недвижимостью, а также рядом объектов игорно-развлекательной и спортивно-оздоровительной направленности (боулинг-клуб, фитнес-центр). Сеть «Остров» является одним из лидеров так называемого «второго эшелона» столичных ритейлеров. Основополагающими принципами работы сети являются дружелюбные и демократичные условия сотрудничества с поставщиками и доступность товаров для всех социальных групп потребителей.
История «Острова» началась в 1995 году, когда в микрорайоне Новогиреево был открыт первый магазин площадью 600 м2 под торговой вывеской «Третий Рим». Он стал одним из первых современных супермаркетов, расположенных в отдаленном спальном районе столицы, и был рассчитан на покупателей со средним и чуть выше среднего уровнем дохода. В декабре 1998 года открылся второй универсам, в апреле 1999 года – третий. Во второй половине 1999 года универсамы были объединены в торговую сеть «Остров» с единым торговым знаком и юридическим лицом.
В результате последствий кризиса 1998 года развитие сети замедлилось, хотя рост товарооборота магазинов за 1999–2001 годы составлял не менее 50% ежегодно. Лишь в 2002 году были открыты два новых супермаркета торговой площадью более 1000 м2 каждый. Открытие этих магазинов привело к увеличению общего товарооборота сети почти в два раза, и по итогам 2002 года он составил $18 млн. Новые универсамы позиционировались как удобные магазины возле дома, в ассортименте которых присутствовали товары, ориентированные по цене практически на все социальные группы населения.
Сегодня «Остров» состоит из 19 супермаркетов торговой площадью от 400 до 1 200 м2, в открытие каждого было вложено от $1 до $1,5 млн. В составе сети есть арендованные объекты и супермаркеты, выкупленные в собственность. На их территории функционируют предприятия сферы услуг: аптечные киоски, химчистки, салоны сотовой связи, отделы видеопроката. Средневзвешенная торговая наценка составляет 27%. Ежедневно магазины посещают около 13,5 тыс. человек, размер средней покупки составляет около 210 рублей.
Президент группы компаний «Дикси» Илья Якобсон считает, что многие супермаркеты «Острова» находятся в неплохих местах, он оценивает оборот сети в $100 млн. за прошлый год, а размер долга — в $30—40 млн.
Другие участники рынка предполагают, что столичная сеть могла заработать за прошлый год $160 млн.
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает, что сумма сделки между Х5 и «Островом» может составить $60—70 млн.
По мнению аналитика Deutsche Bank Натальи Смирновой, в случае покупки Х5 может удачно ребрендировать магазины «Остров» в «Перекресток». «Местоположения у супермаркетов хорошие, в Москве уже сложно найти что-то стоящее, тем более покупатели уже привыкли ходить в эти магазины», — добавила она.