Новым акционером авиакомпании «ЮТэйр» станет правительство Ханты-Мансийского АО (ХМАО): власти региона одобрили взнос в уставный капитал перевозчика в размере 11,5 млрд руб.
Решение стало одним из этапов антикризисного плана перевозчика, которому лишь недавно удалось договориться с основными кредиторами по вопросу реструктуризации многомиллиардной задолженности.
Правительство ХМАО в воскресенье - 22 ноября 2015 года, одобрило взнос из бюджета региона в уставный капитал «ЮТэйр», его размер составит 11,5 млрд руб.
В сообщении администрации округа поясняется, что решение принято в рамках антикризисной программы перевозчика для «обеспечения устойчивости авиаперевозок на территории Югры, прежде всего для жителей отдаленных и труднодоступных населенных пунктов».
Сейчас «ЮТэйр» осуществляет более 90% авиаперевозок на территории ХМАО. Обращения о поддержке перевозчика поступали как от самой «ЮТэйр», так и от депутатов думы округа, говорится в официальном сообщении местных властей.
О возможном участии регионов в допэмиссии «ЮТэйр» уже говорилось: глава авиакомпании Андрей Мартиросов в конце октября направил письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой поддержать компанию «с участием субъектов РФ», где работает перевозчик. Господин Шувалов поручил Минэкономики и Минтрансу проработать вопрос.
В Минэкономики “Ъ” сообщали, что речь идет о ХМАО и Тюменской области, но «возможные варианты их поддержки “ЮТэйр” прорабатываются». В Минтрансе “Ъ” подтвердили получение поручения Игоря Шувалова, сообщив, что после проработки вопроса Минтранс представит свою позицию в Минэкономики.
Допэмиссия «ЮТэйр» является одной из мер вывода перевозчика из кризиса. Финансовое положение компании ухудшилось в середине 2014 года на фоне спада авиаперевозок, по итогам года пассажиропоток «ЮТэйр» упал на 33,6%, до 692 тыс. человек.
Общий долг авиакомпании на декабрь 2014 года составлял 167,9 млрд руб., в том числе 85,2 млрд руб.— по лизинговым платежам. Тогда с авиакомпании начали взыскивать долги кредиторы, а наиболее жесткий в этих вопросах Альфа-банк в середине февраля этого года подал иски о банкротстве компании на общую сумму около $66 млн и 23 млн руб.
«ЮТэйр» активно оптимизировала свои расходы, внедрив в середине 2014 года программу «Импульс». За время ее реализации парк воздушных судов авиакомпании сократился на 44 самолета, до 71 воздушного судна, что должно позволить ей экономить более $100 млн ежегодно. Маршрутная сеть «ЮТэйр» в осенне-зимний период 2014–2015 годов сократилась на 20%.
При этом в середине апреля акционеры «ЮТэйр» (60,67% принадлежит НПФ «Сургутнефтегаз») решили увеличить уставный капитал компании на 3,1 млрд руб., разместив 3,1 млрд акций.
В начале ноября совет директоров «ЮТэйр» одобрил открытую допэмиссию по цене 8 руб. за бумагу. Как изменятся акционерные доли перевозчика по окончании размещения, пока неясно.
«ЮТэйр» также может получить и господдержку: еще весной правительство согласовало для компании госгарантии на сумму почти 19 млрд руб. 20 ноября 2015 года начальник управления инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Олег Гордиенко сообщил, что «ЮТэйр» договорилась с 11 банками-кредиторами о реструктуризации долга на 43 млрд руб. Сделка также предполагает госгарантии около 9,5 млрд руб., которые могут быть выделены до конца года.