Как стало известно „Ъ“, одно из крупнейших предприятий водного транспорта Сибири, ханты-мансийское ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство», намерено консолидировать 92% акций омского ОАО «Иртышское пароходство». Для этого хантымансийцы намерены приобрести контрольный пакет акций у московских совладельцев ООО «Коммерческий банк ”Аресбанк”».
Стороны сделку не комментируют. По оценкам экспертов, ее стоимость может составить порядка 165 млн руб., однако прогнозируют, что столичные акционеры могут запросить в итоге порядка 200 млн руб. Эксперты сделку считают выгодной, поскольку с учетом ожидаемого увеличения активности транспортировки грузов Северным морским путем стоимость пароходства в ближайшие годы может существенно вырасти.
О переговорах владельцев блокирующего пакета акций омского ОАО «Иртышское пароходство» (34%) с собственниками контрольного пакета (58%) о его покупке „Ъ“ рассказал источник в бизнес-кругах.
«Группа акционеров, связанная с ханты-мансийским ОАО ”Обь-Иртышское речное пароходство”, заинтересована в увеличении своего пакета для развития предприятия. Хантымансийцы — профессионалы, и такое решение логично, акционеры же, связанные с московским ООО «КБ ”Аресбанк”», купили актив по своим соображениям и вряд ли собирались всерьез заниматься пароходством», — сообщил осведомленный о ходе переговоров источник. Подробности переговоров он не раскрыл.
По оценкам главы аналитического департамента инвестиционной компании Savements Александра Осина, стоимость контрольного пакета Иртышского пароходства составляет порядка 165 млн руб., однако в итоге стороны могут сойтись приблизительно на 200 млн руб. Обь-Иртышское речное пароходство — одно из крупнейших предприятий водного транспорта Сибири. Занимается сухогрузными, нефтеперевозками, а также судостроением, портовыми и погрузочно-разгрузочными работами, добычей и поставкой щебня и строительного песка.
Омское ОАО «Иртышское пароходство» создано в 1992 году путем преобразования одноименного государственного речного пароходства. В ноябре 2013 года 58% акций (50,14% от доли в уставном капитале) у физических и юридических лиц выкупили столичные ООО «Интеркрафт», ООО «Декорс М» и ООО «Магнетик-фарм». Их владельцы Геннадий Швейгерт и Андрей Лукьянов, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», прямо или косвенно владеют долей в столичном ООО «КБ ”Аресбанк”».
Тогда же Росимущество продало с торгов за 130 млн руб. (при начальной цене 97 млн руб.) блок-пакет из 34% акций (25,5% доли в уставном капитале) аффилированному с ханты-мансийским ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» ОАО «Обь-Иртышская логистическая компания».
Оставшиеся 24,3% от доли принадлежат физлицам. По информации «СПАРК-Интерфакс», выручка Иртышского пароходства за 2013 год составила 845,6 млн руб., за три квартала 2014 года — 773 млн руб.
В Иртышском пароходстве факт переговоров вчера подтвердили. «Сейчас идет переговорный процесс между акционерами, и на этот переходный период все вопросы по отчуждению основных средств приостановлены. Их будет решать или акционер, сосредоточивший более 90% акций, или, если переговоры не дадут результата, прежние акционеры», — пояснил гендиректор Иртышского пароходства Сергей Никулин.
По его словам, один из активов, который, возможно, будет выставлен на продажу—четырехэтажная пристройка к зданию пароходства общей площадью 2,1 тыс. кв. м. Примерная стоимость актива, по его оценкам, составляет порядка 100 млн руб.
Основные акционеры Иртышского пароходств» вчера были недоступны для комментариев: телефоны офисов столичных ООО «Интеркрафт», ООО «Декорс М» и ООО «Магнетик-фарм» весь день не отвечали. В Обь-Иртышской логистической компании» и Обь-Иртышском речном пароходстве» на письменный запрос „Ъ“ не ответили.
Член совета директоров Иртышского пароходства Виктор Петров шансы на успешный исход переговоров оценивать отказался. «Когда будут достигнуты договоренности, информация появится на официальных сайтах. Каждый акционер имеет свою модель управления, которую считает эффективной», — сказал господин Петров.
Эксперты считают, что в укрупнении Иртышского пароходства заинтересованы как омичи, так и хантымансийцы, и, учитывая это обстоятельство, а также перспективы развития отрасли, москвичи могут завысить стоимость контрольного пакета.
«Обь-Иртышское речное пароходство имеет контракты по работе в Обской губе, что является перспективным направлением, и вливание Иртышского пароходства позволит загрузить флот омской компании и решить вопросы по его обновлению. Для хантымансийцев актив интересен, в том числе в плане увеличения залоговой базы для привлечения кредитов», — отмечает директор по развитию информационно-аналитического агентства «Портньюс» Надежда Малышева.
«При продаже блокирующего пакета акций в 2013 году контрольный пакет — 58% — был бы оценен рынком в 296 млн руб. Однако, с ноября прошлого года капитализация транспортного и машиностроительного секторов российского рынка, по информации Московской биржи, снизилась на 41% и 27% соответственно.
Но с учетом ожидаемого увеличения активности транспортировки грузов Северным морским путем и роста трафика судов через Обскую губу для перегрузки на морские танкеры, чистая прибыль Иртышского пароходства, а значит и его стоимость, возможно, вырастет в ближайшие несколько лет многократно по сравнению с текущим уровнем», — считает Александр Осин. При увеличении экономической активности в регионе Иртышское пароходство, по его оценкам, способно нарастить чистую рентабельность до 4–5%.