После этого партнеры вынуждены будут согласовать сделку с правительством России. С начала декабря начал действовать новый порядок согласования иностранных инвестиций в печатные СМИ: любые сделки с существенной (более 25% акций) долей в журналах и газетах тиражом более 60 000 экземпляров потребуют одобрения специальной правительственной комиссии. А тираж того же Cosmopolitan — 800 000 экземпляров.
Проблему для американцев создали буквально одна неделя (соответствующие поправки в закон об иностранных инвестициях вступили в силу 6 декабря) и одно слово в законе об иностранных инвестициях. Там указано, что иностранные инвесторы, владеющие «более чем 50%» акций компании, могут не согласовывать с правительством увеличение доли. У Hearst сейчас ровно 50% «Фэшн пресс».
Собеседники «Ведомостей» говорят, что Hearst уже ведет предварительные неформальные консультации с правительством по будущей сделке.
«Фэшн пресс» — часть издательского дома Sanoma Independent Media (SIM). Это один из крупнейших издательских домов в России. Операционно издательский дом действует как единое целое, но состоит из нескольких юридических лиц, в каждом из которых у Sanoma имеется доля.
Так, «Юнайтед пресс» — компания, которая целиком принадлежит Sanoma, — издает журналы Men’s Health, Woman’s Health, National Geographic и др. Совместно с итальянской Mondadori финская компания издает журнал Grazia, а вместе с Dow Jones (учредителем газеты The Wall Street Journal) и FT Group (учредителем Financial Times) — газету «Ведомости» (юридическое лицо — ЗАО «Бизнес ньюс медиа» — в равных долях принадлежит вышеперечисленным собственникам).
«Фэшн пресс» — крупнейшая компания по выручке в составе SIM. Она издатель таких журналов, как Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Esquire, «Домашний очаг», «Популярная механика» и Robb Report. Финны владеют «Фэшн пресс» напополам с Hearst. Эта американская компания — владелец лицензий оригинальных версий этих журналов.
У Hearst также есть еще один партнер в России — Виктор Шкулев. Вместе они владеют издательским домом Hearst Shkulev Media (HSM). Именно этот ИД будет фактическим покупателем «Фэшн пресс», говорит один из источников «Ведомостей», компания в результате сделки войдет в его состав.
Sanoma объявила, что готова продать российские активы, прошлой осенью. После приобретения телевизионных каналов у нее образовался большой долг, доходы ее падали, поэтому Sanoma решила продать все активы, кроме ключевых, — это подразделения в Нидерландах и Финляндии, а также бизнес по выпуску учебной литературы.
Hearst был первым, кому Sanoma предложила купить свои активы в России, говорили собеседники «Ведомостей», но сначала стороны не договорились по цене. Поэтому финны привлекли к продаже Citibank, который и искал претендентов на SIM. В итоге самую большую цену предложил американский бизнесмен Питер Герви, рассказывали источники «Ведомостей». Предварительно согласившись на предложение Герви, Sanoma в соответствии с акционерным соглашением уведомила об этом Hearst.
У партнеров есть право согласования цены: если один из акционеров нашел покупателя на свою долю, то обязан предложить выкупить ее по той же цене своему партнеру, указывают собеседники «Ведомостей». И на этот раз Hearst решил выкупить актив, но не весь издательский дом, а только «Фэшн пресс».
Выручка «Фэшн пресс» в прошлом году составила 2,7 млрд руб., это больше половины консолидированной выручки SIM, следует из презентации, которую Citibank показывал инвесторам. При составлении заявок Citibank просил потенциальных покупателей указывать не только общую цену на весь российский бизнес Sanoma, но и сколько они готовы заплатить за каждую из компаний, входящих в SIM.
Если активы Sanoma в России Герви оценил в 50 млн евро, то «Фэшн пресс» — примерно в 40 млн евро, говорят собеседники «Ведомостей». Выходит, именно по этой цене Hearst покупает «Фэшн пресс».