Игорь Макаров, продавший в 2013 году "Роснефти" свой газовый бизнес, пытается вернуться в российскую газовую отрасль. Пока речь идет только о розничной торговле газом: в начале 2016 года компания бизнесмена "Арети" может купить половину трейдера "Газойл", которому принадлежит около 80 АГНКС в Сибири.
Эксперты считают такой вариант перспективным с учетом государственной стратегии по развитию газомоторного топлива.
Компания Игоря Макарова МГК "Арети газ холдинг" (до ребрендинга весной 2015 года — МГК "Итера") сообщила, что может купить половину ОАО "Газойл". Сейчас единственным владельцем компании является бизнесмен Евгений Вдовин.
"Газойл" владеет сетью газовых заправочных станций (около 80 АГНКС) и долями в газораспределительных компаниях в Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской и Читинской областях, а также в Бурятии.
МГК "Арети" имеет преимущественное право выкупа актива по заключенному в апреле соглашению. Окончательного решения о сделке пока нет, оно будет принято по итогам проходящего сейчас due diligence в начале 2016 года.
Возможную стоимость актива стороны не раскрывают, но источник, близкий к сделке отмечает, что речь идет о "десятках миллионов долларов". Также покупка предполагает инвестиции в "Газойл" со стороны "Арети" (их размер также не уточняется).
Как отметил гендиректор компании Вадим Согияйнен, создание СП на базе "Газойл" "позволит оптимизировать реализацию сжиженного углеводородного газа через имеющиеся у компаний активы за счет инвестиций МГК, а также накопленного ею огромного опыта в области транспортировки и реализации газа".
До 2013 года Игорь Макаров был владельцем одного из крупнейших независимых производителей газа в России — НГК "Итера" (объем продаж на тот момент — около 20 млрд кубометров газа).
Ее основными активами были 49% ОАО "Сибнефтегаз" (51% у НОВАТЭКа), 49% ЗАО "Пургаз" (51% у "Газпрома") и 67% в ЗАО "Уралсевергаз-НГК" (реализует газ в Свердловской области).
На пике производства в начале 1990-х годов "Итера" была вторым по величине поставщиком газа в России после "Газпрома" — в основном за счет закупок туркменского сырья.
Но с укреплением монополии "Газпрома" (в 2006 году компания стала единственным экспортером газа) и наращиванием добычи НОВАТЭКом "Итера" стала терять позиции.
Это вынудило Игоря Макарова искать стратегического инвестора, который смог бы привлечь деньги и административный ресурс. В 2012 году бизнесмен договорился с "Роснефтью" о продаже контроля в НГК "Итера".
На ее базе должен был развиваться весь газовый бизнес госкомпании, и ей оказались не нужны лишние акционеры. В мае 2013 года "Роснефть" выкупила актив полностью примерно за $3 млрд.
У Игоря Макарова осталась МГК "Итера", владеющая блоками на шельфе туркменского сектора Каспийского моря, девелоперскими проектами и проектами в области инжиниринга.
Чтобы компанию не путали со структурой "Роснефти", в 2015 году бизнесмен переименовал ее, перевернув название "Итера" наоборот. По данным источников "Ъ", бизнесмен никогда не собирался полностью выходить из газового бизнеса и давно искал новые активы.
Старший вице-президент Argus Media Вячеслав Мищенко отмечает, что газозаправочный бизнес сейчас актуальная тема, развитие которой поддерживает государство.
Игорь Макаров, говорит эксперт, опытный на газовом рынке бизнесмен, так что хочет "сработать на опережение" и войти в перспективный проект, создав задел на будущее.
Тем более на фоне сложной экономической ситуации стоимость "Газойла" должна быть "на оптимальном уровне", считает господин Мищенко.