По данным газеты «РБК daily», до конца сентября может быть объявлено о сделке по продаже американской компанией Pratt & Whitney блокирующих пакетов в двух предприятиях «Пермского моторного завода». Сумма сделки включает в себя в том числе возврат займа, который Pratt & Whitney выдавала заводу в 1990‑х годах, и выкуп прав у американской стороны на интеллектуальную часть нового двигателя ПС-90А2. Участие американской компании мешало заключить российскому авиапрому контракт на поставку крупной партии самолетов в Иран. Сделка может быть завершена до конца сентября.
Американской Pratt & Whitney принадлежит 25,1% акций ОАО «Пермский моторный завод» и 25,0613% акций «Авиадвигатель». Участие американцев запомнилось по проекту Ту-204СМ (на него установлены ПС-90А2): одно их присутствие сузило рынок сбыта самолетов. В 2009 году первые пять самолетов (с серийного номера 54) должны были поставить в Иран по контракту, заключенному между авиакомпанией Iran Air Tour и лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК).
Однако в 2010 году компания Pratt & Whitney как акционер «Пермского моторного завода», входящего в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» (УК ОДК), уведомила партнера о невозможности продаж первых самолетов Ту-204СМ с пермским двигателем ПС-90А2 (в его разработке участвовали американцы) в Иран из-за санкций Госдепа США. Договоренности были практически аннулированы, и первыми заказчиками самолетов должны стать российские авиакомпании.
15 сентября стало известно о том, что ФАС удовлетворила ходатайства ОДК о покупке акций «Авиадвигателя» и «Пермского моторного завода». УК ОДК станет владельцем более 75% голосующих акций двух предприятий. «Сделки, являющиеся предметом указанных ходатайств, не приведут к ограничению конкуренции», — отмечается на сайте ФАС. Разрешение ФАС было дано в рамках консолидации «Оборонпромом» (материнская структура ОДК) двигателестроительных активов.
У Pratt & Whitney было всего два варианта. Американская сторона могла заблокировать сделку по вхождению пермских предприятий в ОДК, тем самым сохранив за собой блокпакеты акций. А если бы они дали свое согласие, то при конвертации акций Pratt & Whitney в объединенной структуре не получили бы никакого влияния.
ОАО «Пермский Моторный Завод» образовано в 1997 году в процессе реструктуризации крупнейшего российского завода «Пермские Моторы» как его дочернее предприятие, унаследовавшее газотурбинное производство, а с ним и богатые традиции двигателестроителей Западного Урала.
История родоначальника пермских моторостроителей ОАО «Пермские Моторы» ведет свой отсчет с 1 июня 1934 года, когда на строящемся заводе в Перми был собран и испытан первый звездообразный мотор М-25. Уже через четыре года завод № 19, как он тогда назывался, стал крупнейшим производителем авиационных моторов.
В годы Великой Отечественной войны завод перекрыл свою проектную мощность в 12 раз и выпустил более 32 тысяч моторов. Ими оснащались боевые самолеты, в том числе знаменитые Ла-5, Су-2 и Ту-2. С переходом авиации в 50-х годах с поршневых на реактивные двигатели завод упрочил свои позиции и стал постоянным партнером и поставщиком продукции для всемирно известных фирм Туполева, Ильюшина, Микояна, Миля, Мясищева.
«Пермский Моторный Завод» - единственное в России предприятие, производящее авиадвигатель 4-го поколения ПС-90А, успешно конкурирующий с лучшими двигателями своего класса - PW2000 (Пратт энд Уитни, США), RB211 (Роллс-Ройс, Великобритания). Сегодня «Пермским моторным заводом» выпускается более 10 типов ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт для привода компрессоров газоперекачивающих агрегатов и генераторов газотурбинных электростанций. «Пермский моторный завод» является заслуженным лидером в авиационном и промышленном двигателестроении России и СНГ.