По данным газеты «Коммерсантъ», индийская Sun Group выходит из капитала Itera Group, материнской структуры газовой компании «Итера», продавая 26%. Покупателями станут либо мажоритарные акционеры «Итеры» во главе с Игорем Макаровым, либо новый стратегический инвестор, которого ищет компания. Когда в 2006 году Sun стала совладельцем «Итеры», стороны собирались реализовать ряд крупных международных проектов. Однако серьезного развития они не получили, и большинство уже проданы и заморожены. Крупные энергоконцерны отрицают интерес и к «Итере».
Sun стала совладельцем Itera в 2006 году. Компании обменялись активами, Itera получила 26% в Sun Energy. На тот момент доля Sun в Itera оценивалась в $400-450 млн. Компании начали ряд совместных международных проектов через СП Suntera. По соглашению акционеров, Sun Group должна была привлечь стратегического партнера на 18% (доля Sun Energy Limited), сохранив за дочерней Eskadi Investment Limited 8%.
Однако, финансовый кризис остановил поиск нового инвестора, и ситуация была заморожена. Еще в 2008 году Sun допустила дефолт по долговым обязательствам. Акционеры Itera во избежание репутационных рисков решили самостоятельно найти стратегического инвестора, который бы не только выкупил долю Sun, но и обеспечил принятие нужных решений, гарантирующих дальнейший рост бизнеса «Итера». Проекты Suntera признаны не слишком перспективными.
В 2009 году «Итера» продала долю в Suntera Canada, а Suntera Resources — четыре нефтеблока в Индии: 30% и 40% в двух блоках в штате Раджастхан, 15% в блоке в бассейне реки Маханади и 10% в Ассам-Аракане. Сейчас Suntera Resources продает 70% в блоке на севере Нигерии через принадлежащее ей полностью подразделение Suntera Nigeria.
Существует информация, что интерес к «Итере» проявляли Total и Shell. Однако, в Shell, Total, немецких E.On Ruhrgas и Wintershall это опровергают. В «Газпром» и «Новатэк» также не выразили желания войти в капитал «Итеры». «Нам нужен один добывающий актив, «Сибнефтегаз» (у «Итеры» — 49%, у «Газпромбанк» — 51%), чтобы учитывать его в нашей консолидированной отчетности, но сама компания не интересует: у нее свои проблемы и своя история»,— пояснил представитель «Газпром».
«Итера» была создана в 1992 году. 99,99% акций компании владеет ее учредитель — кипрская ITERA Holdings Limited, 0,01% принадлежит ITERA Group Limited. Основные акционеры последней — председатель совета директоров «Итеры» Виктор Макаров (около 30%), индийская Sun Energy (18%).
С 1998 года компания развивает собственную газо-добычу в России, в Ямало-Ненецком автономном округе в Западной Сибири. В общей сложности на месторождениях, разрабатываемых «Итерой», добыто свыше 140 млрд куб. м природного газа. Компании принадлежит по 49% акций в «Сибнефтегазе» и «Пургазе», 78,9% в «Братскэкогазе». Она входит в структуру акционеров трейдерских компаний «Уралсевергаз» и «Итера-Латвия», занимается также девелоперским бизнесом.
Чистая прибыль по итогам первого полугодия 2010 года составила 4,6 млрд руб., что на 76,8% выше того же показателя прошлого года (данные РСБУ). В первом полугодии «Итера» реализовала 8,2 млрд кубометров газа, в том числе в Латвии — 135 млн, Эстонии — 11,3 млн. Собственная добыча составила 5,5 млрд кубометров газа. В целом по году планируется продать 17 млрд кубометров газа.
По мнению Валерия Нестерова из «Тройки Диалог», 26% Itera стоят $400-450 млн. Но, добавляет аналитик, оценить компанию сложно, поскольку она с 2007 года не раскрывает консолидированной отчетности.
Валерий Нестеров считает, что сегодня крупные игроки интересуются прямыми активами в up stream, поэтому вряд ли кто-то из известных энергоконцернов захочет купить «Итеру», где «много другого бизнеса». «Не думаю, что это могут быть нефтекомпании России,— рассуждает господин Нестеров.— Китайская CNPC, если ее пустят на российский рынок, купила бы».