По данным газеты «РБК daily», уходящий год запомнился крупными приобретениями иностранными компаниями российских водочных активов. С начала кризиса финансовое положение многих крупных игроков на рынке алкогольной продукции РФ очень сильно ухудшилось, и возможным выходом из этой ситуации для них может быть продажа бизнеса. У многих крупных компаний сегодня два варианта: либо продаваться, либо банкротиться. Сейчас, на рынке много желающих продать свой бизнес, но у потенциальных покупателей пока нет возможности совершать покупки.
Но, предположительно, уже весной положение компаний достигнет стабильности со знаком плюс или минус и процесс консолидации возобновится. Тогда, вероятно, иностранцы вернутся к приобретению российских алкогольных активов. Первых подобных сделок можно ожидать уже во второй половине 2009 года. В первую очередь иностранных инвесторов будут интересовать бренды, так как производственные активы сегодня почти ничего не стоят.
После кризиса компании алкогольного сектора подешевели в два-три раза. Кроме того, практически все алкогольные компании сейчас испытывают сложности с получением денег за отгруженную продукцию от дистрибьюторов. Это уже привело к значительному снижению производства алкоголя: так, в ноябре этого года только водочной продукции было выпущено на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Гендиректор российского подразделения одной из крупнейших в мире частных алкогольных компаний - Bacardi Russia, Роберт Фурнисс-Рое рассказал, что в сделках M&A на российском рынке для компании приоритетом является покупка сильного бренда: «Мы заинтересованы не в наращивании объемов производства, а в улучшении нашего портфолио».
По прогнозам экспертов рынка, наиболее вероятными консолидаторами отрасли в следующем году будут, однако, вовсе не стратеги, а инвестфонды.
«Профильные инвесторы в первую очередь будут заниматься решением своих оперативных задач и только потом изучать возможность инвестирования», — полагает гендиректор «Алкогольные заводы Гросс» Виктор Самойлов.
«Обычно стратеги, если речь идет о публичных компаниях, покупают бизнесы не только за наличные деньги, но и частично оплачивают своими акциями. Сейчас акции так подешевели, что они не могут позволить крупные сделки. Между тем у фондов прямых инвестиций деньги, похоже, есть», — соглашается аналитик банка «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина.