По данным газеты «Коммерсант» и информационного агентства «Интерфакс», профильные холдинги начали борьбу за аэропорт Иркутска — последний крупный актив в отрасли без стратегического инвестора.
Местные власти уже начали диалог с "Новапортом" Романа Троценко, в ответ на что "Базэл" Олега Дерипаски и "Аэропорты регионов" Виктора Вексельберга потребовали проведения открытого конкурса.
У всех претендентов уже есть опыт подобных кампаний. Так, в Перми холдинги с 2013 года требовали прозрачного конкурса и добились своего.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко 27 мая рассказал о будущем аэропорта Иркутска — "должно быть совместное управление" с частным инвестором, причем уже понятно с каким: "Предложения для "Новапорта" сформированы, они совместные. Есть рабочая группа под руководством Руслана Болотова (вице-премьер области), они достаточно часто встречаются".
ОАО "Международный аэропорт Иркутск" на 100% принадлежит региону. Пассажиропоток снизился в 2015 году на 2%, до 1,7 млн человек. Выручка ОАО по РСБУ в 2014 году — 2,1 млрд руб., чистая прибыль — 357,7 млн руб.
Возможность создания нового авиаузла в Иркутске обсуждается около 20 лет. Цель — увеличение пассажиропотока к 2020 году не менее чем до 3 млн человек в год. Власти области должны привлечь от 1,1 млрд руб. на техперевооружение и не менее 20 млрд руб.— на строительство аэропорта.
В качестве возможных инвесторов назывались "Ростех", "Роснефть", Incheon International Airport Corporation и даже китайский интернет-ритейлер Alibaba Group.
Заявление господина Левченко спровоцировало резкую реакцию со стороны одного из потенциальных претендентов на проект, "Базэла" Олега Дерипаски ("Базэл Аэро" наряду с "Новапортом" и "Аэропортами регионов" "Реновы" Виктора Вексельберга входит в число крупнейших отраслевых холдингов РФ).
Он выразил озабоченность "информацией о достижении договоренностей по развитию авиаузла между правительством Иркутской области и "Новапортом" без проведения конкурса". "Базэл" готов участвовать в конкурсе по развитию авиаузла, но беспокоится, что для решения вопроса уже создана рабочая группа, в которую представители холдинга не вошли.
В 2013 году "Базэл" представлял планы по модернизации авиаузла и управлению им, сумма возможных инвестиций достигала 2,9 млрд руб., сейчас из-за изменения рыночной ситуации цифра будет больше, говорят в холдинге, готовом представить новую концепцию. Свой интерес к участию в проекте и конкурсе подтвердили и в "Аэропортах регионов".
Если все пойдет "по негативному сценарию", "Базэл" обещает использовать "любые законные средства для возвращения ситуации в конкурентное русло", приводя в пример ситуации с аэропортами Перми и Красноярска.
В Перми аэропорт Большое Савино выставлялся на конкурс с 2013 года. Сначала он достался "Аэропортам регионов", но "Базэл Аэро" оспорила проведение конкурса в ФАС, и его итоги были отменены.
Вторая попытка состоялась в 2014 году, источники на рынке считали, что шансы больше у "Реновы" и в ФАС жаловался уже "Новапорт". Холдинг смог получить актив, но его заявка (1,5 млрд руб.) была почти вдвое дороже стартовой цены.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев отмечает, что крупных аэропортов без частных инвесторов осталось не так много — это еще Казань и Уфа, но там власти не заявляют о планах привлекать инвесторов.
По словам эксперта, потенциал аэропорта Иркутска высок: это крупный промышленный центр, рост пассажиропотока могут дать туризм на Байкал и освоение месторождений Восточной Сибири.