По данным газеты «Коммерсант», о намерении купить «Донской табак» Japan Tobacco Inc. (JT) (сигареты Winston, Sobranie, «Петр I») объявила 16 марта 2018 года.
Сделка оценена примерно в 90 млрд. руб., или в $1,6 млрд. (с учетом долга — в 100 млрд. руб. или $1,76 млрд.): в нее войдут 100% АО «Донской табак» и АО «Переславль-табак» (табачные фабрики в Ростове-на-Дону и Переславле-Залесском), а также 94,97% в греческом производителе Sekap, совладельцем которого российская компания стала в 2013 году. У JT сейчас одна фабрика по выпуску сигарет в России — петербургская «Петро».
В JT заявили, что сделка должна укрепить позицию компании как игрока номер один на российском табачном рынке.
«В течение многих лет Россия является краеугольным камнем прибыли нашей группы. Эта сделка увеличит нашу долю рынка примерно до 40% и немедленно внесет вклад в прибыльность группы. Мы ожидаем положительный синергетический эффект в последующие годы»,— заявил президент табачного подразделения JT Муцуо Иваи.
«Донской табак» входит в группу «Агроком» Ивана Саввиди. В 2014 году «Донской табак» обошел британскую Imperial Tobacco Group (ITG), став четвертой по величине табачной компанией в России: сейчас ее доля рынка составляет 6,7% в натуральном выражении.
В портфель ее брендов входят сигареты «Донской табак», Kiss, Play, Richmond, Senator и др. Выручка «Донского табака» в 2017 году составила 15,83 млрд. руб. ($278 млн.), чистая прибыль — 1,9 млрд. руб. ($33 млн.).
«С помощью брендов "Донского табака", дополняющих наш существующий портфель продуктов, и с помощью сильного отдела продаж, расширяющего нашу дистрибьюторскую сеть, мы укрепим конкурентоспособность в стране»,— сказал президент и CEO JT Эдди Пирар.
Гендиректор «Агрокома» Сергей Сапотницкий утверждает, что работа с нынешними дистрибьюторами «Донского табака» будет продолжена как минимум до истечения контрактов с ними.
Слухи о продаже «Донского табака», последнего независимого производителя сигарет в России, ходили уже много лет. Претендентами на компанию в разное время назывались Philip Morris International, Imperial Tobacco и Hongta Group.
«Переговоры велись практически со всеми»,— подтверждает Сергей Сапотницкий. По его словам, с JT сделка обсуждалась больше года. Он объяснил решение продать «Донской табак» рыночными обстоятельствами — сокращением объемов, ужесточением регулирования и акцизной политики, ростом нелегального рынка.
«Очевидно, что возможности для развития отдельного табачного предприятия, функционирующего вне крупной международной корпорации, сокращаются»,— сказал господин Сапотницкий.
В ноябре директор по финансам «Агрокома» Дмитрий Горшков говорил, что в 2017 году «Донской табак» сильно пострадал от демпинга конкурентов и существенно сократил долю рынка: в начале прошлого года она была еще 8,5%.
«Это решение взвешенное и продуманное»,— добавил г-н Сапотницкий. Завершить приобретение «Донского табака» JT рассчитывает к началу третьего квартала 2018 года после получения необходимых разрешений от регуляторов.
Главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев полагает, что текущая конъюнктура рынка дала понять собственнику «Донского табака», что дальше тянуть с продажей компании не стоит.
«Думаю, господин Саввиди хотел бы больше выручить за свой табачный бизнес»,— говорит эксперт. Он отмечает, что в 2017 году BAT докупала акции Reynolds American, оценив всю табачную компанию в $85 млрд., тогда как по объему натуральных продаж она лишь вдвое превосходит «Донской табак».
По мнению Максима Королева, для JT «Донской табак» интересен прежде всего своими сигаретами из нижнего ценового сегмента, в котором японская компания в России слабо представлена. «Но как раз этот сегмент остается единственным показывающим рост на падающем рынке»,— указывает эксперт.
По данным одного из участников рынка, с 2014 по 2017 год доля дешевых и экономичных сигарет в России в общих продажах увеличилась с 61% до 65%. По данным Philip Morris International (PMI), с 2014 года объем всего российского табачного рынка сократился на 32%, до 260 млрд. штук.
Начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин пояснил, что при вынесении решения о сделке с JT служба обратит внимание на возможное изменение концентрации игроков на оптовом рынке сигарет.
Лидером на нем сейчас является ГК «Мегаполис» (основной владелец — миллиардер Игорь Кесаев, по 20% владеют JT и PMI) — единственный в России дистрибьютор продукции PMI, JT и ITG. Доля компании в продажах сигарет сейчас составляет 66%, с учетом продукции «Донского табака» она может превысить 70%.