«Менеджмент совместно с аналитиками двух ведущих европейских консалтинговых компаний подготовил действенный и функциональный план запуска новой авиакомпании на базе «Трансаэро».
Руководство компании должно представить выработанный план совету директоров для согласования, что и будет сделано 4 ноября. Однако в любом случае окончательное решение по этому плану будут принимать кредиторы», – говорит представитель «Трансаэро».
Подробности он не раскрывает. Планируется создание нового юридического лица, уточняет человек, близкий к «Трансаэро».
«Трансаэро», бывшая вторая по величине авиакомпания страны после «Аэрофлота» (13,4 млн пассажиров в 2014 г.), к сентябрю 2015 г. накопила 250–260 млрд руб. долгов (из них примерно 150 млрд руб. за лизинг судов, 80–90 млрд руб. перед банками, остальное по операционной деятельности) и не могла оплачивать услуги аэропортов и топливно-заправочных компаний.
Планы по покупке ее контрольного пакета и оздоровлению сначала «Аэрофлотом», затем совладельцем S7 Group Владиславом Филевым провалились, 16 декабря в ней введено наблюдение.
Компанию создали в 1991 г. и контролировали супруги Ольга и Александр Плешаковы, сейчас Плешакову принадлежит 59,48% компании, еще 13,01% – квазиказначейский пакет. Акционеры никак не участвовали в разработке программы, которую предложит менеджмент совету директоров, говорит человек, близкий к «Трансаэро».
Акции «Трансаэро» на Московской бирже подорожали в среду - 2 ноября 2016 года почти вдвое после сообщения о программе восстановления деятельности, объем торгов (228 млн руб.) в десятки раз превысил среднедневные значения в октябре. Рост акций также наблюдался 30 июня, когда стало известно, что менеджмент работает над программой.
«Неликвидные акции «Трансаэро» чувствительны к таким сообщениям. В среду - 02.11.2016 г. удачливые инвесторы могли получить хорошую маржу», – говорит аналитик «Уралсиба» Денис Ворчик.
Идея новой авиакомпании, хотя она и дает кредитором призрачную надежу на возврат части долгов, выглядит малореализуемой – такие проекты лучше начинать с чистого листа, без долгового и репутационного бремени, добавляет он.
«Как показывает опыт самых успешных стартапов, лоукостера «Победа», на уровень безубыточности новый перевозчик выходит в лучшем случае на второй год работы – это при поддержке материнской компании, «Аэрофлота», – говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.
Вряд ли кредиторы, уже списавшие большую часть долга, захотят долго ждать, считает он. К тому же уход «Трансаэро» оздоровил рынок, остальные игроки, в том числе национальный перевозчик, чувствуют себя лучше – вряд ли Минтрансу понравится идея возврата на рынок банкрота, добавляет он.