По данным газеты «Коммерсант», совет директоров «Восточного» был переизбран 17 октября 2018 года на общем собрании акционеров банка.
Его покинули два миноритария — Юрий Данилов, действовавший в интересах Артёма Аветисяна, а также Ваган Абгарян, представлявший интересы фондов Baring Vostok. Вместо них были избраны миноритарий банка Григорий Жданов и член наблюдательного совета Совкомбанка Николай Варма.
До этого пять из девяти директоров «Восточного» действовали в интересах Артёма Аветисяна, несмотря на то что у него нет контроля в банке (Baring Vostok владеет более половины акций банка).
По информации трех источников, близких к финансовой организации, господин Жданов представляет интересы Baring Vostok (с 2015 года он занимается юридическим сопровождением деятельности фондов), а Николай Варма — кандидатура, устраивающая обоих основных акционеров. Таким образом, в новом составе совета директоров установлен паритет: каждый из основных акционеров имеет по четыре представителя, а девятый — независимый директор.
Источники на финансовом рынке ранее связывали конфликт между акционерами с правом обладания контрольным пакетом и вопросом докапитализации банка. По их словам, формально Артёму Аветисяну принадлежит 32% акций, а Baring Vostok — свыше 51%.
Однако у господина Аветисяна есть опцион, который позволяет ему получить контроль в банке. Baring Vostok оспаривает это право Артёма Аветисяна в лондонском суде: «Восточный» нуждается в докапитализации, особенно после завершившейся недавно проверки ЦБ, по итогам которой, регулятор выявил существенное недорезервирование.
Однако ни Baring Vostok, ни Артём Аветисян не желают выкупать допэмиссию банка. При этом допэмиссия, в случае если ее полностью выкупят фонды или оба основных акционера пропорционально, размоет долю господина Аветисяна так, что опцион станет бесполезным (не позволит получить контрольный пакет акций).
Примечательно, что паритет установили фонды Baring Vostok, которые могли получить полный контроль над советом директоров. Кумулятивное голосование позволяло фондам ввести в состав совета директоров пять своих представителей, а Артёму Аветисяну — только четыре (каждые 10% акций позволяют гарантированно провести одного кандидата в совет директоров).
Более того, подконтрольный Артёму Аветисяну совет директоров инициировал ряд кадровых перестановок, в том числе принял решение об отставке занимавшего тогда пост предправления Дмитрия Левина, представлявшего интересы Baring Vostok.
В результате фонды решили в судебном порядке обязать банк провести внеочередное общее собрание акционеров, чтобы переизбрать совет директоров.
Почему Baring Vostok не установил контроль, не ясно. Однако источники, знакомые с ситуацией, уверяют, что обе стороны конфликта довольны достигнутыми договоренностям.
Акционерам нужно было приходить к какому-либо консенсусу, который устроил бы обе стороны, считает замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин.
«Установление контроля одной из сторон в совете директоров могло бы привести к продолжению корпоративного конфликта,— рассуждает господин Полухин.— Это было бы невыгодно ни одной из сторон».
Аналитик Moody’s Investor Service Петр Паклин считает, что тот факт, что в нынешнем совете директоров ни один из акционеров не получил большинства, а иски Baring Vostok были отозваны, может свидетельствовать о достигнутых договоренностях сторон, в том числе касательно их участия в допэмиссии банка.