По данным газеты «Деловой Петербург», Олег Барабанов официально вернулся в автобизнес. Под контроль бизнесмена перешла Объединенная автомобильная компания (ОАК), которой владел его экс–партнер по обанкротившемуся автохолдингу "РРТ" Андрей Ивойлов. Одновременно Олег Барабанов договорился о продаже дилерского направления Lada казахстанской "Азия Авто".
Как рассказал Олег Барабанов, сделка по продаже ему ОАК закрыта. Андрей Ивойлов вышел из компании, где ему принадлежало 90% (еще 10% у Екатерины Шумлянской, адвоката ОАК). Следующий шаг — продажа "дочки" ОАК "Р–Моторс Лада", которая торгует автомобилями Lada в трех автоцентрах, казахстанской "Азия Авто".
"Теперь 90% долей в ОАК принадлежит мне. А сделка с "Азия Авто" началась в мае, и уже подписано соглашение о продаже ей "Р–Моторс Лада". Покупателям отходят в собственность два автоцентра по продаже Lada в Санкт-Петербурге — один на пр. Маршала Жукова площадью 1,8 тыс. м2, второй — на Выборгском шоссе, 31, площадью 3,8 тыс. м2. Также им передан договор аренды с компанией "Софит" — это здание автоцентра в Санкт-Петербурге на Пулковском шоссе, 76, площадью 4,3 тыс. м2", — рассказал Олег Барабанов.
Окончательно эти активы перейдут к "Азия Авто" 31 декабря 2017 года. Вырученные средства Олег Барабанов направил на выкуп у Андрея Ивойлова ОАК. Андрей Ивойлов полученные деньги направит на погашение кредитов перед банками, сам останется руководить "Р–Моторс Лада" в Петербурге при казахстанских акционерах.
"Мне поступило интересное предложение от партнеров из Казахстана с перспективой серьезного развития в городе", — сказал он.
Автохолдинг "РРТ" начал банкротиться в 2014 году, не выдержав высокой кредитной нагрузки на фоне падающего рынка. Ситуацию усугубило наличие у компании масштабной инвестиционной программы на 6 млрд. рублей. Общая задолженность перед кредиторами, основные из которых банк "Санкт–Петербург", ВТБ и др., составила около 4 млрд. рублей.
У РРТ было 27 автоцентров в 11 городах России, из них в Петербурге — девять. Из 27 в собственности находилось 23. В портфеле марки — Land Rover, Ford, Nissan, Subaru, Opel, Skoda, Hyundai, Cadillac, Chevrolet.
Перед банкротством в конце 2013 года Олег Барабанов и Андрей Ивойлов (у которого доля в РРТ составляла 7%) поделили бизнес. Андрей Ивойлов арендовал здания автоцентров РРТ, которые были проданы Олегом Барабановым для погашения долгов перед банками, и стал продавать там машины GM под брендом "Р–Моторс".
Он позиционировал себя в качестве самостоятельного бизнесмена, хотя участники рынка уверяли, что за ним стоит Олег Барабанов, который никуда из автобизнеса не уходил.
До 2016 года включительно Андрей Ивойлов набирал портфель брендов, а близкие к Олегу Барабанову компании на торгах выкупали автоцентры РРТ и получали новые франшизы.
В итоге была сформирована ОАК, в чей портфель вошли Nissan, Subaru и Lada, ряд других марок, а также имущественный комплекс. По итогам 2016 года ОАК занимает 5,4% на авторынке города. Выручка за этот период составила 11,7 млрд. рублей.
В 2016 году к Олегу Барабанову был подан иск о личном банкротстве, но весной 2017 года арбитражный суд утвердил мировое соглашение между бизнесменом и кредиторами. В итоге Олег Барабанов выплатит им 34 млн. рублей вместо 14 млрд.
"Я и не собирался уходить из автобизнеса, — говорит Олег Барабанов. — Возникли обстоятельства, которые заставили изучить более полно юридические науки и перетряхнуть свои активы. Чем я и занимался последние 4 года. Я полон сил и энергии, есть много хороших идей и огромный опыт".
Автоэксперты приветствуют возвращение известного бизнесмена, изумляясь его способности взять в долг миллиарды, а вернуть миллионы, заключив при этом мировое соглашение с кредиторами.
"Олег Барабанов проявил себя как человек, способный работать в состоянии жесточайшего стресса, и сильный переговорщик. Хорошо, что на авторынке остаются яркие лидеры", — говорит управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков.
"Возврат в автобизнес — это начало новой и интересной перезагрузки Олега Барабанова. Скоро его имя вновь займет достойное место в рейтингах", — отмечает автоэксперт Евгений Пекарский.
В "Азия Авто" отметили, что "Р–Моторс Лада" является наиболее успешным дилером Lada в Петербурге, приобретение активов стало продолжением партнерства с АвтоВАЗом, когда в начале 2015 года была развернута программа по развитию сети в Сибирском, Уральском и Приволжском округах. "На рынке Петербурга, где позиции Lada традиционно менее сильны, наша задача — повышение рыночной доли марки", — сказали там.
"ОАК занимает более 30% на рынке Lada в Петербурге. Сделку с "Азия Авто" можно оценить в 700–900 млн рублей", — сказал Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб".
"Азия Авто" создана в 2002 году в Казахстане. Это автосборочный завод, который выпускает Skoda, Chevrolet, KIA, Lada 4x4. Мажоритарным акционером является председатель совета директоров Анатолий Балушкин (состояние — $136 млн, по данным Forbes), также в 2017 году 10% выкупил Даурен Жаксыбек (состояние — $498 млн, Forbes).
Акционером компании также является АвтоВАЗ с долей 25%, идет строительство завода в Усть–Каменогорске мощностью 120 тыс. автомобилей.
Компания является дилером Lada в России, имея 18 центров в 13 городах России. В 2016 году она продала 6,6 тыс. машин (2,5% российского рынка). После приобретения петербургских активов ("Р–Моторс Лада" продала в 2016 году 3,5 тыс. машин) объем продаж составит не менее 10 тыс. автомобилей, что позволит занять долю рынка России 4% и стать лидером среди дилеров марки.
В Петербурге работает 13 центров Lada, но два из них, которые принадлежат "Спарз", концерн закроет с 1 июля. Таким образом, в городе остается 11 центров марки — по одному у "СПАРЗ", "Питер Лада", "Интей Лада", "Строительной компании", ГК "Дакар", три у ГК "Терра Авто" и три у "Р–Моторс Лада" (ОАК). Одновременно АвтоВАЗ хочет открыть еще один автоцентр.
В 2016 году в городе было продано 11,9 тыс. машин марки, что на 26% больше, чем годом ранее. Учитывая масштабы нового игрока, дилерам Lada в этом году жить будет весело, констатирует Евгений Пекарский.
"Пришел новый федеральный игрок с крупной сетью в Азии и России. Это серьезный шаг для укрепления позиций бренда на рынке города, что позволит нарастить долю Lada в городе с 10% до средних по России 20%", — считает владелец ГК "Терра Авто" Владислав Рыдаев.
Игорь Седов, директор по развитию ГК "Аксель":
"Возвращение Олега Барабанова на авторынок вполне ожидаемо. Эта новость меня нисколько не удивляет. Это один из старейших игроков на рынке города.
Он никогда не терял управление своим бизнесом и теперь де–юре делает то, что раньше делал де–факто, формируя новое предприятие, очищенное от долговой нагрузки. Очевидно, что на двух марках он не остановится и будет и дальше пополнять портфель другими брендами.
Олег Барабанов — амбициозный человек и сумел выбраться победителем из очень тяжелой ситуации, и я верю, что ему многое по плечу. Таких случаев в истории автобизнеса я не припомню".
Алексей Николаев, совладелец ГК "Авто Премиум:
"Петербургский авторынок довольно устойчив, и по итогам 2017 года стоит ждать роста 2–5%. Но игроки пока чувствуют себя тяжело под гнетом банковских кредитов и процентов по ним.
Прибыли почти нет, и она направлена на погашение долгов. Более–менее стабильно себя ощущают компании, которые работают, имея собственные средства. По России таких около 20%, в Петербурге они, вероятно, тоже есть, но я о них не знаю.
Думаю, до конца года нам стоит ждать ухода некоторых игроков. А вот появление новых дилеров, как в данном случае, — это скорее случайность.
Валерий Шеромов, генеральный Директор АО "Питер Лада":
"В Петербурге продажи Lada растут. Например, в нашей компании они с начала года выросли на 4%. Но практика показывает, что рынок съедает примерно 1 тыс. автомобилей в месяц вне зависимости от количества дилеров и состава их акционеров.
Увеличение продаж и доли рынка происходит в основном за счет новых моделей, которые выпускает последние несколько лет АвтоВАЗ. К примеру, сейчас покупатели ждут выхода Vesta в кузове универсал, уже сформирован лист заявок.
Самой популярной моделью является Lada Granta. Так что не думаю, что появление нового игрока окажет какое–либо влияние на бизнес действующих дилеров".