У Олега Дерипаски и Владимира Лисина может появиться серьезный конкурент в борьбе за приватизируемый порт Ванино. Не проявлявший ранее интереса к этому активу «Мечел» Игоря Зюзина вдруг решил попытать счастья и принять участие в повторном аукционе по продаже контрольного пакета акций порта. Предположительно, проведение повторного аукциона состоится в начале июня
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайство компании «Мечел-Транс», входящей в состав метхолдинга «Мечел», о покупке 100% акций Ванинского морского торгового порта. Это дает «Мечелу» право участвовать в повторном аукционе по продаже 55% акций порта.
Первый аукцион по приватизации Ванино прошел в мае 2011 года, но «Мечел» участия в нем не принимал. Впрочем, и без него собралась очень солидная компания: СУЭК (которой принадлежит терминал в Ванино), «СДС-Уголь», представляющий интересы En+ Олега Дерипаски «Канопус», холдинг «Сибуглемет». Кроме того, портом Ванино заинтересовались «Транс-Инвест», ИГ «Колмар», «ТИМ Консалт», подконтрольные Владимиру Лисину холдинг Universal Cargo Logistics Holding BV и входящий в него «Туапсинский морской торговый порт».
А победителем аукциона стал принадлежащий Ивану Микояну «Сэлтехстрой», предложивший за контрольный пакет акций порта 10,8 млрд руб. Однако компания г-на Микояна покупку не оплатила и Росимущество аннулировало итоги торгов.
У «Мечела» существуют амбициозные планы на Ванино. Ранее метхолдинг анонсировал, что уже в этом году приступит к строительству нового угольного терминала возле этого порта в бухте Мучка мощностью 25 млн т. Стоит отметить, что компания уже контролирует морской порт Посьет в Приморье, через который экспортирует коксующиеся угли в Японию и Корею.
Впрочем, большие надежды на Ванино возлагает и En+ Group Олега Дерипаски, которой сейчас принадлежит 27% акций порта. Ванино играет для En+ ключевое значение. En+ планирует реализовать несколько крупных проектов в Восточной Сибири, суммарные инвестиции в которые оцениваются в $25 млрд. Порт Ванино в En+ называют воротами на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые будет ориентирована большая часть продукции, производимой на новых предприятиях компании.
Интерес к порту Ванино проявляет и UCL Holding Владимира Лисина. Так, в январе ФАС уже удовлетворила заявку холдинга на приобретение 100% акций порта, однако окончательное решение по участию в аукционе UCLH обещает принять только после объявления его условий. Впрочем, ранее представители компании заявляли, что UCLH будет претендовать на порт Ванино и готова отдать за актив около 5 млрд руб.
Открытое акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» — крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные и сопутствующие транспортно-экспедиционные услуги. Предприятие является правопреемником основанного в 1943 году одноименного морского порта. Основной владелец компании в настоящее время – государство (55% акций).
Ванинский порт — транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Инфраструктуру порта образуют шестнадцать причалов, открытые и закрытые склады, оснащенные портовыми сооружениями и объектами, крановым оборудованием и перегрузочной техникой. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 450 00 тонн.
В состав стивидорной компании наряду с универсальными причалами входят специализированные терминалы: паромный, контейнерный и глиноземный, а также портовый флот, выполняющий швартовые операции, перевозку пассажиров, снабжение судов водой.
Грузооборот компании в 2010 году составил 6 млн. тонн. Основными грузами являются уголь, цветные и черные металлы, лес и пиломатериалы, руда, контейнеры.
По оценкам Алексея Матросова из ГК Broco, справедливая стоимость 55% акций порта Ванино составляет 7—8 млрд руб.