По данным газеты «РБК daily», потерпев фиаско в поиске покупателя на всю компанию целиком, акционеры торговой сети «Лента» решили продавать свои доли по отдельности. Основатель компании «Лента» Олег Жеребцов ведет переговоры с инвестфондами о продаже своих 35% акций. На покупку 35% акций сети гипермаркетов «Лента» претендуют пять инвестфондов — два нью-йоркских, два московских и один лондонский. Пока они присматриваются к компании, идет due diligence.
Ранее в качестве претендентов на покупку компании «Лента» фигурировали Goldman Sachs (Нью-Йорк) и Russia Partners (российская «дочка» американской Siguler Guff & Company). Кроме того, недавно Олег Жеребцов получил предложение от других совладельцев сети, Августа Мейера и ЕБРР, продать пакет за $130—150 млн.
Основателя сети подвигли на этот шаг материальные затруднения. Его второй розничный бизнес, сеть «Норма», не окупил себя. На развитие этой сети г-н Жеребцов брал кредит частично под залог своих акций Lenta ltd. Недавно из-за нехватки средств он также досрочно прекратил участие в престижной международной регате Volvo Ocean Race.
Торговая сеть «Лента» основана в 1993 году в Петербурге, на 100% принадлежит Lenta ltd., зарегистрированной на Виргинских островах. Конечными бенефициарами являются Олег Жеребцов (35%), гражданин США Август Мейер (36%), Европейский банк реконструкции и развития (11%) и ряд миноритариев — физических лиц. Сеть объединяет 34 магазина, объем розничных продаж в 2008 году составил $2,34 млрд.
О предполагаемом выкупе доли Олега Жеребцова остальными акционерами сети «Лента», один из миноритариев Lenta ltd. высказал следующее мнение: «С учетом текущей рыночной ситуации это неплохое предложение, и я думаю, Жеребцов немало потерял, от него отказавшись, так как его доля является рублевым активом».
О покупке доли Олега Жеребцова инвестфондами своё мнение высказала аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима: «По самым грубым подсчетам, максимум, что сегодня может получить г-н Жеребцов, — $170—180 млн. Но фонды сейчас очень осторожны с инвестициями».
Что же касается глобальных планов компании «Лента» по продаже бизнеса крупному зарубежному ритейлеру вроде Carrefour или Wal-Mart, то, по мнению экспертов, акционерам, не испытывающим проблем с ликвидностью, сейчас невыгодно проводить подобную сделку и они заняты формированием стратегии бизнеса на ближайшие три года.
Еще в августе 2008 года «Лента» целиком оценивалась в $1,5—1,7 млрд. без учета долга.