Акционеры Международного аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев и Владимир Скоч намерены приобрести 30% компании «Мультикарта-ИСС», ныне целиком принадлежащей структуре «Ростеха» – холдингу «Росэлектроника».
Это следует из ходатайства о сделке, направленного в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) Авиационно-нефтяной компанией (АНК), принадлежащей Ванцеву и Скочу и владеющей 75% Международного аэропорта «Внуково». ФАС одобрила это ходатайство 12 апреля, следует из информации на сайте ведомства.
«Мультикарта-ИСС» – единственный в России процессинговый центр, входящий в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA). Летом прошлого года стало известно, что «Росэлектроника» договаривается о покупке «Мультикарта-ИСС» у советника гендиректора «Ростеха» Айнитдина Каржаува по цене «до 1 млрд руб.», чтобы задействовать ее процессинг для единой расчетной системы гражданской авиации, включающей в себя и систему бронирования билетов. По данным ФАС, вхождение «Росэлектроники» в число владельцев «Мультикарта-ИСС» было одобрено в июле 2014 г.
Создание российской системы бронирования авиабилетов стало актуальным в прошлом году после принятия закона, обязывающего бизнес с 1 сентября 2015 г. хранить и обрабатывать персональные данные россиян исключительно на территории России. Это ставит под вопрос в том числе работу в России глобальных систем бронирования билетов, предупреждал гендиректор Biletix Александр Сизинцев.
Впрочем, Ванцев сказал «Ведомостям», что акционеры АНК – давние партнеры «Ростеха», участвующие в разработке национальной системы бронирования авиабилетов и хранения данных пассажиров еще с 2008 г.; сейчас их отношения просто оформляются юридически. Представитель «Росэлектроники» подтвердил, что АНК – давний партнер холдинга по этому проекту. Представитель «Внуково» не ответил на запрос.
Разработка системы в «активной фазе», сейчас «идет разработка программного обеспечения и создание технической инфраструктуры», говорит представитель «Росэлектроники». В III квартале 2015 г. холдинг планирует запустить систему в тест на инфраструктуре «одного из партнеров», а к сентябрю проект должен быть готов для внедрения по всей стране. Ранее партнером «Росэлектроники» по этому проекту ТАСС называл авиакомпанию Turkish Airlines; ее представитель не ответил на запрос.
Вся «материально-техническая база – серверы, техническое обеспечение рабочих мест, программное обеспечение – локализована и разрабатывается в России», заверяет представитель «Росэлектроники».
В перспективе система бронирования может быть проектом очень прибыльным, не сомневается главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, но участие в нем аэропорта создало бы конфликт интересов: «Владелец процессингового центра должен быть заинтересован не в лоббировании интересов конкретных компаний, а в том, чтобы через этот центр было продано как можно больше билетов».
Связь с крупными зарубежными авиакомпаниями и международными системами бронирования, наоборот, главная ценность такой системы в России, возражает основатель Liveinternet.ru и руководитель совета АНО «Институт развития интернета» Герман Клименко. Расходы на покупку софта невелики, на экономику проекта гораздо больше влияет то, на каких условиях она работает с авиакомпаниями, уверен он: если перевозчики дают скидки на объемы, можно больше зарабатывать и привлекать клиентов.
«Внуково» не имеет к проекту никакого отношения, заверяет Ванцев.