Предполагается, что Сбербанк возьмет на себя обязательства по долгам «Дженсера», его наиболее интересные активы будут внесены в капитал «Рольфа». Взамен Сбербанк рассчитывает на долю в объединенной компании.
Это наиболее вероятная схема, говорят два человека, близких к разным участникам потенциальной сделки. О том, что Сбербанк обсуждает с «Рольфом» судьбу «Дженсера», известно также одному из кредиторов последнего. Источник, близкий к Сбербанку, говорит, что госбанк рассматривает разные сценарии работы с «Дженсером».
По итогам 2016 г. «Дженсер» занимал 9-е место среди российских автодилеров в рейтинге журнала «Автобизнесревю»; более поздних данных нет. Тогда журнал оценивал выручку «Дженсера» в 46,2 млрд. руб. (-11,1%).
Крупнейшие совладельцы «Дженсера» – председатель его совета директоров Владимир Пронин и наследники основателя «Дженсера», Игоря Пономарева: у них 48,1% суммарно. Также крупные пакеты – у структуры Volga River One Capital Partners (26,7%) и Solway Group (21,2%).
Проблемы у «Дженсера» начались из-за падения в России продаж новых автомобилей в 2013 г. К тому же до кризиса у «Дженсера» пятая часть продаж приходилась на машины General Motors (GM), рассказывал ранее человек, близкий к автодилеру, а из-за ухода GM (бренды Opel, Cadillac и Chevrolet) из России группе пришлось потратиться на перепрофилирование пяти дилерских центров.
С лета прошлого года «Дженсер» перестал быть дилером пяти автомобильных брендов – Volvo, Jaguar Land Rover, Datsun, Renault, Audi. Сейчас компания остается дилером Nissan, Hyundai и продолжает сервисное обслуживание Cadillac и Chevrolet, подтвердили их представители, отказавшись обсуждать планы дальнейшей работы. Также, по данным сайта «Дженсер», в его портфеле сейчас Infiniti и Mazda.
Еще один бренд – Ford – ведет переговоры о дальнейшем сотрудничестве с группой, говорит представитель Ford Sollers.
В сентябре 2017 г. Сбербанк сообщил о завершении реструктуризации долгов «Дженсера». В сделке участвовали ВТБ, Связь-банк, банк «Союз», Московский кредитный банк (МКБ), банк «Российский капитал». Информацию тогда подтверждали директор по развитию «Дженсера» Андрей Блохин, представители ВТБ и «Российского капитала».
Кредиты автодилера должны были быть пролонгированы до 2024 г., а Сбербанк как крупнейший кредитор должен был получить миноритарную долю в группе, рассказывали тогда источники. Общий долг «Дженсера» перед банками составлял более 12 млрд. руб. на осень прошлого года, уточняет знакомый менеджера «Дженсера».
Как минимум с конца ноября 2017 г. 4% материнской компании ГК «Дженсер» принадлежат структуре Сбербанка – Sberbank Investments.
Но компания не смогла завершить реструктуризацию долгов. Об этом рассказывают три человека, знакомые с топ-менеджерами «Дженсера». В последний момент против реструктуризации выступили ВТБ и «Союз», говорят знакомый топ-менеджеров «Дженсера» и человек, близкий к Сбербанку. По словам одного из них, ВТБ настаивал на выкупе своего долга – около 900 млн. руб.
«Дженсер» не первый крупный автодилер, столкнувшийся за последний год с финансовыми сложностями. Осенью прекратила работу группа компаний «Независимость». Сейчас компании группы проходят процедуру банкротства, группа задолжала банкам около 6 млрд. руб.
Компания группы – «Дженсер сервис» – с конца 2017 г. не обслуживает долг перед ВТБ, поэтому банк планирует подать заявление о банкротстве автодилера, сказал представитель ВТБ. В марте 2018 г. о намерении подать заявление о банкротстве «Дженсера» на портале «Федресурс» сообщил и МКБ.
Какую долю Сбербанк может получить в объединенной компании «Рольфа» и «Дженсера», собеседники «Ведомостей» затруднились уточнить: все будет зависеть от того, какие обязательства по долгам «Дженсера» возьмет в итоге на себя Сбербанк. Последний раз, по словам одного из них, обсуждались около 10% объединенной компании – это «самая реалистичная» цифра.
Кроме того, остается непонятным, как оценивать «Дженсер» с таким огромным долгом, говорит собеседник «Ведомостей», хотя и замечает, что в активе компании есть очень интересные центры, которые бы выгодно дополнили портфель «Рольфа»: например, Hyundai на Варшавском шоссе или Nissan на ул. Лобачевского.
Консолидация рынка продолжится, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: продажи легковых автомобилей в России сократились почти вдвое с пика 2012 г. Несмотря на начавшееся в прошлом году восстановление, теперь абсолютно другой рынок с новыми правилами игры, отмечает эксперт.
По его мнению, число дилеров продолжит сокращаться, особенно за счет тех компаний, которые продолжали инвестировать в расширение дилерской сети и привлекать кредиты в условиях падения.