Томская «КДВ Групп» теперь доминирует и на рынке пакетированных семечек. Группа, ранее скупившая основных отечественных производителей сухариков, приобрела подмосковную компанию «Тролль», владельца самого популярного бренда «Бабкины семечки» с годовым оборотом 5 млрд руб.
Переговоры о покупке «Тролля» велись несколько месяцев, сделка была закрыта в конце сентября. Томский производитель, приобретя 100% подмосковной компании, стал собственником ее брендов, включая самый известный — «Бабкины семечки», и производственных мощностей. Месяцем ранее КДВ уже приобрела также небольшого производителя семечек из Краснодара — «Подсолнух», владельца марки «Зеленый попугай». «Прежде у нас в портфеле семечек, считайте, не было,— рассказал совладелец КДВ Денис Штенгелов. — Не так давно мы начали их выпуск под маркой Beerka, но потом уже сконцентрировались на переговорах с владельцами «Тролля».
Менеджер «Тролля» рассказал на условиях анонимности, что на прошлой неделе новый собственник уволил почти всех сотрудников, переподчинив все управление центральному офису в Томске. «Для КДВ интерес, конечно, представляли в первую очередь, «Бабкины семечки», которые в марте этого года получили от Роспатента статус общеизвестного товарного знака, что делает их еще более ценным приобретением. Вряд ли КДВ сохранит другие марки». По его мнению, сумма сделки могла равняться годовому обороту, который в этом году прогнозировался также на уровне 5 млрд руб.
По данным журнала о маркетинге в индустрии развлечений и спорта Вranded, семечки наводят на мысли о деревенской завалинке и старушках. Добавив к ассоциативному ряду толковый маркетинг и дистрибуцию, «Бабкины семечки» от компании «Тролль» сумели стать федеральным брэндом.
ООО «Тролль» было создано в 1998 году. Производство и головной офис компании «Тролль» находятся в трехэтажном здании с розово-серым мраморным фасадом в подмосковном поселке Деденево. Несмотря на то что в нескольких километрах есть перехватывающая стоянка, вдоль дороги к фабрике часто выстраивается очередь из грузовиков. Это вызывает неудовольствие местных сотрудников ГИБДД: трасса оживленная, рядом расположены курорты — парк Яхрома и Сорочаны. «При наших объемах в день фур пятьдесят заходит»,— говорит Дмитрий Черногорцев, генеральный директор компании «Тролль».
Объемы — это около 3,5 тыс. тонн жареных семечек в месяц. По данным Synovate Comcon, компании «Тролль» принадлежит около 26% рынка семечек в России. Это в два с половиной раза больше, чем у ближайших конкурентов. Из всех потребителей семечек 48% покупают «Бабкины семечки», утверждает Synovate Comcon. Кроме того, «Бабкины семечки» занимают 80% рынка фасованных семечек в США, 60% — в Израиле, 20% — в Германии и треть всего рынка стран Балтии.
В 2011 году выручка компании «Тролль» составила более 5 млрд руб., что на 40% больше, чем годом ранее. Аналогичный рост продаж наблюдался даже в кризис. Люди ели семечки, чтобы снять стресс, шутят в компании. Семечки по цене 10-20 руб. за пакетик — товар импульсного спроса, на который у людей деньги найдутся всегда. «Бабкины семечки» сумели стать первым федеральным брэндом в этом сегменте. По сути, они первыми вывели категорию на новый уровень.
Собственники компании её — гендиректор Дмитрий Черногорцев (30%), Владимир Бурнашов (50%) и Алексей Швечков (20%). Кроме «Бабкиных семечек» «Тролль» выпускает, в частности, также сухарики «Три кабана». Выручка в 2012 году составила 5 млрд руб., чистая прибыль — 108,2 млн руб.