По данным газеты «РБК daily», «Минский автомобильный завод» (МАЗ) привлек пристальное внимание сразу двух российских тяжеловесов машиностроения — «Ростехнологий» и группы ГАЗ. «Ростехнологии» хотят заполучить МАЗ в обмен на миноритарную долю в КамАЗе, а ГАЗ предложил взять минское предприятие в управление на три года. Белорусская сторона фаворита не называет, но уже набивает цену, оценивая весь МАЗ в $2,5 млрд., что на 25% выше текущей капитализации КамАЗа.
15 февраля глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов рассказал, что госкорпорация предложила белорусскому правительству объединить КамАЗ и МАЗ. По его словам, компания готова предложить за весь МАЗ долю размером менее блокпакета акций КамАЗа. Точную долю можно будет назвать только после оценки МАЗа российской стороной. В рамках сделки планируется провести небольшую допэмиссию КамАЗа. По словам г-на Чемезова, другие два акционера КамАЗа — немецкий концерн Daimler и «Европейский банк реконструкции и развития» дали на это предварительное согласие.
Но белорусские власти хотят выторговать за МАЗ куда больше. К тому же завод не включен в план приватизации на ближайшие годы. При этом капитализация КамАЗа 15 февраля выросла на 6%, перевалив за $2 млрд.
Предложение «Ростехнологий» не единственное. Интерес к МАЗу давно проявляет и группа ГАЗ Олега Дерипаски. Если белорусское правительство согласится передать МАЗ в долгосрочное управление группе ГАЗ на три года, то это станет первым шагом в формировании долгосрочного стратегического альянса.
«Руководству МАЗа нужно определиться, каким они видят будущее данного предприятия. Если они отведут ему роль миноритарного участника альянса с неизбежным сворачиванием собственной программы развития, тогда стоит принять предложение КамАЗа. Если же они хотят быть полноправным членом альянса с развитием центра компетенции на территории МАЗа, это сценарий с группой ГАЗ», — отметил глава дивизиона «Силовые агрегаты» группы ГАЗ Игорь Кульган.
Сейчас МАЗ является одним из крупных покупателей у группы ГАЗ тяжелых дизельных двигателей ЯМЗ-650. Их поставки в 2010 году выросли более чем в семь раз, до 880 штук.
Кроме того, покупкой МАЗа интересуются китайские конкуренты КамАЗа. Для КамАЗа их проникновение на российский рынок через МАЗ было бы нежелательно.
КамАЗ вел переговоры с МАЗом еще три года назад, но тогда стороны не смогли договориться. Об их возобновлении от лица «Ростехнологий» говорил в конце декабря 2010 года гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. «Интересен либо контрольный пакет, либо 100% акций», — отмечал он тогда. Для КамАЗа минское предприятие интересно в первую очередь для увеличения собственной агрегатной базы, в том числе по производству двигателей, коробок передач и кабин.
ОАО «Минский автомобильный завод» — крупнейшее государственное предприятие Белоруссии по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного предприятия в состав Производственного объединения «БелавтоМАЗ» (в составе которого находятся также РУП «МоАЗ», Могилёв; ОАО «БААЗ», Барановичи; ОАО «ОЗАА», Осиповичи; РУА «КЗТШ», Жодино; РУП «Литмаш», Минск; ПРУП «ДЭМЗ», Дзержинск; РУП «СтройМАЗтрест», Минск.
Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной автотехники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более 50 модификаций автобусов. Завод в массовым производстве освоил 6 поколений тяжелых грузовиков.
До настоящего времени завод производит и прицепной состав. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили — с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жесткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования.
По мнению аналитика «ВТБ-Капитал» Елены Сахновой, переговоры о судьбе МАЗа будут затяжными. «Белоруссия хочет продавать свои активы, но задорого, и небольшая доля акций КамАЗа их не устроит», — уверена эксперт. Но, по мнению директора по развитию бизнеса Auto-Dealer.ru Олега Дацкива, МАЗу выгоднее сотрудничество с КамАЗом, так как оба выпускают тяжелую технику.