По данным газеты «Ведомости» Белоруссия опять собирается приватизировать «Минский автозавод» (МАЗ). На актив претендуют «Ростехнологии», крупнейший акционер «Камаза». Покупателями части акций белорусского автопроизводителя также могут стать группа ГАЗ, итальянская Iveco и даже Венесуэла, где МАЗ создает сборочное производство.
У «Камаз» денег на покупку актива нет, но долю в МАЗ планирует приобрести крупнейший акционер российского производителя грузовиков — «Ростехнологии» (владеют 49,9%). Последнего интересует контрольный пакет акций МАЗ, хотя компания готова выкупить и все 100%. По самой оптимистичной оценке, МАЗ может стоить максимум $1 млрд.
Покупка МАЗ «Ростехнологиями» позволит «Камаз» увеличить выпуск автокомпонентов — двигателей, коробок передач, мостов и т. д. — за счет поставок на МАЗ и быстрее окупить инвестиции в развитие этих производств. Возможная сделка уже обсуждалась с Daimler (ей вместе с ЕБРР принадлежат 15% «Камаз») и получила предварительное одобрение белорусских чиновников.
Белорусские власти уже 10 лет говорят о приватизации МАЗа: в 2000-2001 гг. Олег Дерипаска хотел включить предприятие в свой автохолдинг, и чиновники начали разрабатывать варианты приватизации завода. Но, несмотря на неоднократные заявления о необходимости продажи, МАЗ был включен в программу приватизации лишь в 2008 г., а акционирован в начале 2009 г.
ОАО «Минский автомобильный завод» — крупнейшее государственное предприятие Беларуси по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Под маркой «МАЗ» с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего более 500 моделей и модификаций.
С 1995 года Минский автомобильный завод выпускает пассажирскую технику. Городские, междугородние, туристические и специальные автобусы работают на различных маршрутах по всему миру. Сегодня пассажирская техника МАЗ представлена 15 моделями в более чем ста исполнениях. В январе — октябре 2010 г. МАЗ выпустил 8 773 грузовика, 1 345 автобусов и 22 троллейбуса.
Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного предприятия в состав Производственного объединения «БелавтоМАЗ» (в составе которого находятся также РУП «МоАЗ», Могилёв; ОАО «БААЗ», Барановичи; ОАО «ОЗАА», Осиповичи; РУА «КЗТШ», Жодино; РУП «Литмаш», Минск; ПРУП «ДЭМЗ», Дзержинск; РУП «СтройМАЗтрест», Минск.
МАЗ специализируется на выпуске тяжелых грузовиков и является прямым конкурентом «Камаза», так как большую часть продукции поставляет в Россию, отмечает гендиректор «Автостат» Сергей Целиков. Однако, как и другие крупные госпредприятия Белоруссии, МАЗ управляется неэффективно и обременен непрофильными активами, отмечает он.