Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
111 170,90  (+757,31%)
3 748,52  (+50,13%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds

«Камаз» намерен купить своего белорусского конкурента

13.12.2010, Ведомости

По данным газеты «Ведомости» Белоруссия опять собирается приватизировать «Минский автозавод» (МАЗ). На актив претендуют «Ростехнологии», крупнейший акционер «Камаза». Покупателями части акций белорусского автопроизводителя также могут стать группа ГАЗ, итальянская Iveco и даже Венесуэла, где МАЗ создает сборочное производство.

У «Камаз» денег на покупку актива нет, но долю в МАЗ планирует приобрести крупнейший акционер российского производителя грузовиков — «Ростехнологии» (владеют 49,9%). Последнего интересует контрольный пакет акций МАЗ, хотя компания готова выкупить и все 100%. По самой оптимистичной оценке, МАЗ может стоить максимум $1 млрд.

Покупка МАЗ «Ростехнологиями» позволит «Камаз» увеличить выпуск автокомпонентов — двигателей, коробок передач, мостов и т. д. — за счет поставок на МАЗ и быстрее окупить инвестиции в развитие этих производств. Возможная сделка уже обсуждалась с Daimler (ей вместе с ЕБРР принадлежат 15% «Камаз») и получила предварительное одобрение белорусских чиновников.

Белорусские власти уже 10 лет говорят о приватизации МАЗа: в 2000-2001 гг. Олег Дерипаска хотел включить предприятие в свой автохолдинг, и чиновники начали разрабатывать варианты приватизации завода. Но, несмотря на неоднократные заявления о необходимости продажи, МАЗ был включен в программу приватизации лишь в 2008 г., а акционирован в начале 2009 г.

ОАО «Минский автомобильный завод» — крупнейшее государственное предприятие Беларуси по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Под маркой «МАЗ» с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего более 500 моделей и модификаций.

С 1995 года Минский автомобильный завод выпускает пассажирскую технику. Городские, междугородние, туристические и специальные автобусы работают на различных маршрутах по всему миру. Сегодня пассажирская техника МАЗ представлена 15 моделями в более чем ста исполнениях. В январе — октябре 2010 г. МАЗ выпустил 8 773 грузовика, 1 345 автобусов и 22 троллейбуса.

Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.

Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного предприятия в состав Производственного объединения «БелавтоМАЗ» (в составе которого находятся также РУП «МоАЗ», Могилёв; ОАО «БААЗ», Барановичи; ОАО «ОЗАА», Осиповичи; РУА «КЗТШ», Жодино; РУП «Литмаш», Минск; ПРУП «ДЭМЗ», Дзержинск; РУП «СтройМАЗтрест», Минск.

Комментарий

МАЗ специализируется на выпуске тяжелых грузовиков и является прямым конкурентом «Камаза», так как большую часть продукции поставляет в Россию, отмечает гендиректор «Автостат» Сергей Целиков. Однако, как и другие крупные госпредприятия Белоруссии, МАЗ управляется неэффективно и обременен непрофильными активами, отмечает он.