По данным газеты «Коммерсант», 1С приобрела 51% сервиса Smartway, рассказали представители компаний. Основатель и гендиректор Smartway Максим Яремко продолжит операционное руководство компанией. Сумма сделки не раскрывается.
Собеседник, знакомый с ситуацией, оценивает ее в 150 млн. руб. Полученные инвестиции должны ускорить разработку софта компании: планируется выпустить мобильную версию сервиса, запустить интеллектуальных ботов-помощников и усилить блок по аналитике на основе big data.
Smartway основана в 2016 году, а с октября 2017 года вышла на самоокупаемость, уточняют в компании. По словам господина Яремко, сервис сейчас занимает «не более 0,3% российского рынка делового туризма».
Сервис зарабатывает на комиссиях от поставщиков транспортных услуг и от отелей. Среди клиентов около 300 компаний из среднего и малого бизнеса.
К покупке сервиса проявляли интерес другие претенденты, но «до предметных переговоров не дошли», говорит он. По данным Kartoteka.ru, до сделки господин Яремко владел 100% ООО «Смартвэй». Выручка компании за 2016 год составила 11 млн руб.
В сегмент сервисов по организации командировок 1С инвестирует впервые, говорит руководитель отдела продвижения экономических программ 1С Алексей Харитонов.
Компания стремится обеспечить своим партнерам-франчайзи возможность предлагать клиентам новые сервисы, а бронирование билетов и гостиниц является частью бизнес-процессов многих компаний, объясняет он.
Smartway рассчитывает заняться автоматизацией процессов бизнес-поездок и максимальным исключением ручного труда. Этот рынок имеет две особенности, отмечает Максим Яремко.
Во-первых, он не консолидирован: ни один из игроков не имеет доли более 7% рынка, большая часть которого приходится на небольшие агентства, обслуживающие 10–20 корпоративных клиентов.
Во-вторых, на рынке низкий уровень автоматизации. Большинство игроков работает вручную, а онлайн-решения, которые есть на рынке, все равно строятся на инфраструктуре офлайн-агентств: IT-компании в этом сегменте практически не присутствуют.
«Мы изначально шли от онлайна и автоматизации. За счет партнерства с 1С хотим значительно нарастить функционал сервиса и за счет продаж через сеть франчайзи 1С достаточно быстро увеличить долю рынка»,— рассчитывает господин Яремко.
Среди крупных компаний-конкурентов он называет «Демлинк», «Континент Экспресс» и «Аэроклуб». «Наша главная цель — консолидировать рынок небольших офлайн-агентств делового туризма, их более 2 тыс., и в сумме на них приходится значительная часть рынка»,— констатирует он.
Компания планирует сконцентрироваться на российском рынке, хотя ранее господин Яремко сообщал о возможном выходе в Азию. Выяснилось, что в России доля мелких агентств, с которыми проще конкурировать, оказалась гораздо выше, чем в любой стране Азии, поясняет он. Кроме того, конкуренцию в Азии осложняет высокая доступность перелетов на лоукостерах.
В России пока немного сервисов, предлагающих полностью перевести деловые путешествия в онлайн, говорит директор по развитию сервиса OneTwoTrip for Business Никита Булгаков. Но тренд перехода компаний от традиционных способов организации бизнес-поездок к использованию автоматизированных сервисов все равно формируется, добавляет он.
По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), объем российского рынка бизнес-туризма превышает 500 млрд. руб. в год. Так как доля онлайн-сервисов на нем сейчас минимальна, компании, которые начинают развивать этот сегмент рынка, имеют существенный потенциал роста, уверен господин Булгаков.