«Аркада холдинг», согласно ЕГРЮЛ, до декабря 2015 г. принадлежал бывшему топ-менеджеру инвестподразделения «Альфа-групп» – компании А1 Юрию Ширманкину (40%), а также совладельцам управляющей компании «Альта» Алексею Каверину и Денису Избрехту (по 30% долей у каждого).
В ноябре 2015 г. «Аркада холдинг» заплатил Москве за 19 200 кв. м ЦУМа 4,3 млрд руб., или примерно 224 000 руб. за 1 кв. м.
При этом основной владелец московского ЦУМа – группа Mercury, один из главных в России продавцов люксовых товаров (дистрибутор Armani, Balenciaga, Brioni, Chopard, Rolex, Dolce & Gabbana и др.).
Кроме ЦУМа и Дома ленинградской торговли в Петербурге группа владеет поселком «Барвиха Luxury Village» (включая концертный зал), отелем «Барвиха Hotel & Spa», бутиками в Третьяковском проезде и на Кутузовском проспекте.
Сейчас 100% долей «Аркада холдинга» владеет фирма «Парнас». Ее гендиректор Олег Трухачев, согласно ЕГРЮЛ, также руководит компаниями ООО «Меркури» и ООО «Невский плаза», которыми, в свою очередь, в равных долях владеют основатели Mercury Леонид Фридлянд и Леонид Струнин.
Кроме того, владельцу «Парнаса» – фирме «Элайс корпорейт» из Белиза через ООО «Корфу» принадлежит 50% долей «Меркури классик», зарегистрированной на Кутузовском проспекте, 31. По этому адресу, как сказано на сайте Mercury, расположен бутик компании.
В марте 2016 года стало известно, что владельцы «Аркада холдинга» предлагали Mercury на выбор выкупить компанию, долю в ней или создать совместное предприятие по управлению объектом.
В какую сумму обошелся Mercury «Аркада холдинг», узнать не удалось.
Вакантные площади в таком объекте могут стоить от 300 000 руб. за 1 кв. м в зависимости от этажа, полагает партнер Colliers International Станислав Бибик.
Правда, большая часть продаваемых городом площадей сдана в аренду ОАО «ТД ЦУМ» (принадлежит Mercury) по ставке 3540 руб. за 1 кв. м в год, следовало из лотовой документации к аукциону.
При такой ставке инвестиции в площади ЦУМа окупились бы только через 63 года, тогда как нормальный срок возврата вложений составляет 10–11 лет, говорил ранее управляющий партнер S.A. Ricci Алексей Богданов.
Отметим, что ЦУМ на Петровке – один из самых известных торговых объектов Москвы. Комплекс состоит из двух частей. Первая – историческое здание площадью 12 270 кв. м, построенное в 1908 г. Вторая – новое строение общей площадью примерно 45 000 кв. м.
Руководитель отдела финансовых рынков и инвестиций JLL Евгений Семенов предполагает, что «Аркада холдинг» изначально покупал площади в ЦУМе для последующей перепродажи их Mercury:
«Это абсолютно понятная бизнес-стратегия – выкупить миноритарные площади в объекте и в дальнейшем с премией продать их мажоритарию».
Очевидно, Mercury консолидировала объект, чтобы упростить процедуру управления и избежать сложностей в согласовании действий с миноритариями, размышляет Семенов.
С ним согласен и партнер Colliers International Станислав Бибик, который называет ЦУМ ключевым объектом для Mercury. «С учетом рисков от наличия в комплексе второго, миноритарного собственника выкуп его площадей был предсказуем», – говорит он.