По данным газеты «Коммерсант», акционеры Petropavlovsk 29 июня 2018 года полностью сменили совет директоров, назначенный в июне 2017 года «Реновой» Виктора Вексельберга и рядом инвестфондов («Ренова» и Prudential уже вышли из капитала компании).
В совет вернулись сооснователь золотодобывающей компании Павел Масловский и независимые директора Родерик Лэйн и Роберт Дженкинс. За смену совета выступили 52% участвовавших — владельцы около 40% акций.
Было известно, что за смену совета выступают Fincraft Кенеса Ракишева (22,4% акций), CABS Platform и Slevin (совокупно 9,1%). Источники на рынке говорили, что поддержать смену может и Prosperity Capital Management (около 6%, тему не комментируют).
Кенес Ракишев передал, что, по его мнению, обновление поддержали второй сооснователь Petropavlovsk Питер Хамбро и «частные акционеры, знающие компанию довольно давно».
Павел Масловский рассказал, что займет пост гендиректора компании и вновь станет ее акционером: «Я продал свои акции, когда увидел, что творится в компании, но сейчас буду покупать, оптимальным вижу пакет в 5–10%».
Капитализация Petropavlovsk 29 июня 2018 года составляла 263 млн. фунтов стрелингов, или $347 млн., то есть на выкуп господин Масловский может потратить до $35 млн.
По словам Павла Масловского, основная задача компании на ближайшие год-полтора — это запуск POX (автоклава) и подготовка добычи упорных руд на месторождениях Маломыр, Пионер, Эльгинское.
Напомним, что Polymetal предложил совету директоров Petropavlovsk выкупить POX за $250 млн. на условиях финансирования достройки актива и offtake-соглашения на закупку концентрата. Но господин Масловский заявил, что «продажа автоклава сейчас, когда сделаны основные затраты, не имеет смысла».
«Несколько лет назад мы обсуждали тему с Виталием Несисом (глава Polymetal), когда у Petropavlovsk не было финансирования для проекта, предстояла реструктуризация кредитов, но и тогда я был готов только к партнерству, а не к продаже автоклава»,— рассказал он.
В Polymetal отказались от комментариев. Источник, близкий к компании, лишь напомнил, что Polymetal «ждала приобретения Кызыла и Бакырчика в Казахстане девять лет после первого предложения».
Павел Масловский отметил, что золотодобывающий сектор очевидно близок к фазе M&A, но в случае Petropavlovsk сделки имеет смысл рассматривать только по завершении «органических работ», которые включают и реструктуризацию долга дочерней железорудной IRC, и работу по пакету золотодобытчика в ней (31,1%). «Акционеры и директора разделяют эту позицию»,— заверил бизнесмен.
Кенес Ракишев в свою очередь сказал, что «завершение строительства автоклава — очень важный этап, но пайплайн потенциальных сделок лучше иметь уже сейчас».
«Я считаю необходимым начать прорабатывать вопрос M&A, поскольку это довольно длительный процесс»,— объяснил господин Ракишев, отметив, что, «судя по решениям на собрании, идею развития через M&A поддерживает большинство», эту работу только предстоит начать новому совету директоров, куда в ближайшее время должен войти представитель Fincraft.
Ранее среди потенциальных сделок называлось (в том числе Кенесом Ракишевым) слияние Petropavlovsk с «Амур Золотом» (входит в «Альянс» Мусы Бажаева), планировавшееся еще в 2016 году.
Источник в отрасли сомневается, что это основной вариант, добавляя, что, по его информации, «Альянс» ищет покупателей на 25% в золотодобытчике. В самой группе заявили, что продажа акций «Амур Золота» не планируется.
Источник, близкий к «Альянсу», уточнил, что слияние может обсуждаться, если Petropavlovsk выйдет с таким предложением.
Глава Союза золотопромышленников Сергей Кашуба приветствует возвращение Павла Масловского, надеясь, что корпоративный конфликт будет исчерпан и компания продолжит развитие в спокойном режиме.
Прежде всего, уверен эксперт, Petropavlovsk нужно достроить и вывести на проектную мощность POX, и компания в текущей конфигурации акционеров и директоров не согласится его продавать.
M&A можно рассматривать не ранее 2019 года, говорит господин Кашуба, но в РФ и Казахстане сейчас на продажу привлекательные активы не выставлены.