По данным газеты «Коммерсант», Utair может продать долю в хендлинговой компании UTG и в аэропорту Сургута. Собеседники “Ъ” на рынке авиаперевозок отмечают, что в Utair «не в восторге» от этой идеи, но на сделках настаивают кредиторы: вырученные средства пойдут на погашение части долга перед банками.
Utair в декабре 2018 года допустила дефолт по синдицированному кредиту на 15,4 млрд. руб. и по отдельному кредиту Сбербанка на 17,4 млрд. руб. Следующая дата выплаты процентов — 20 июня 2019 года. За оба актива компания может выручить около 3 млрд руб., считают собеседники “Ъ” в отрасли.
В Utair не исключили продажу непрофильных активов. «Вопрос возможной реализации активов, владение которыми не является стратегическим приоритетом компании, находится в постоянном фокусе внимания набсовета и менеджмента Utair»,— сказали в авиакомпании, не уточнив конкретные активы и суммы.
UTG выполняет наземное и линейное обслуживание самолетов в аэропортах Внуково, Домодедово, Пулково. В 2017 году компания получила 578,5 млн. руб. прибыли при выручке 4,75 млрд. руб. По данным Kartoteka.ru, Utair владеет 50% ЗАО «Ю-Ти-Джи». Остальные 50% принадлежат АО «Глонасс Менеджмент Компани» (собственники — Дмитрий Тизин, Дмитрий Груненков и Михаил Морозов).
Источники “Ъ” на рынке считают наиболее вероятными претендентами на покупку UTG структуры Виталия Ванцева, совладельца аэропорта Внуково, где, в частности, работает UTG. По данным “Ъ”, переговоры в начальной стадии: структуры господина Ванцева направили в Utair оферту о приобретении 50% UTG.
В ОАО «Аэропорт Сургут» у Utair доля в 56% — до этого уровня она ее увеличила в феврале 2018 года, приобретя 48% оператора за 718,6 млн руб. (по данным «Ведомостей», у «Сургутнефтегаза»).
В 2017 году аэропорт получил 63,6 млн. руб. прибыли при выручке 3,6 млрд. руб. В 2018 году аэропорт обслужил 1,76 млн. пассажиров, что на 2% больше показателя 2017 года. За первый квартал пассажиропоток вырос еще на 3,8%, до 372,8 тыс. пассажиров.
20% аэропорта принадлежит холдингу «Аэропорты регионов» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга). Претендентами на долю Utair могут быть «Аэропорты регионов» и «Новапорт» Романа Троценко, считает собеседник “Ъ”.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что главный актив UTG — лицензии на работу в аэропортах и контракты. «Компания стоит тем дороже, чем больше у нее долгосрочных контрактов и лицензий. Второй по важности фактор — финансовые показатели»,— говорит эксперт.
По его оценке, стоимость 50% UTG не превышает 750–850 млн. руб., доля в ОАО «Аэропорт Сургут» может стоить 800–850 млн. руб.
Партнер «Сотби» Антон Красников полагает, что существует риск последующего оспаривания сделок.
«Законодательного запрета на предложение должнику совершить сделку нет. Решение о совершении сделки принимает он сам. Но при принятии решения руководству перевозчика следует учитывать риск неблагоприятных последствий в виде поданного кредиторами заявления о банкротстве. Фактически кредиторы только указывают способ получения средств для расчетов по обязательствам»,— говорит юрист.
Сделки могут быть оспорены в рамках дела о банкротстве как совершенные с целью причинения имущественного ущерба кредиторам. Вероятность успешного оспаривания будет зависеть от рыночности цены и личности покупателя, поясняет юрист, например, продажа на организованных торгах может существенно снизить этот риск.