Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
111 429,80  (-5 512,41%)
3 762,39  (-250,69%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds

Конфликт акционеров НКК завершился почти через год

По данным газеты «Коммерсантъ», конфликт между группой Fesco Сергея Генералова и First Quantum Виталия Южилина вокруг «Национальной контейнерной компании» (НКК) наконец завершился продажей 50-процентной доли Fesco. За половину НКК господин Генералов получит почти втрое больше, чем господин Южилин предлагал ему в конце прошлого года,— $900 млн. Сделка оказалась выгодной для Fesco: три года назад доля досталась группе за $375 млн.

Доля в группе компаний НКК, ранее принадлежавшая Fesco, приобретена компанией, владельцем которой является Андрей Кобзарь, в прошлом уже участвовавший в проектах First Quantum. Андрей Кобзарь всегда считался партнером Виталия Южилина, в разное время он возглавлял московское представительство компании и совет директоров First Quantum.

То, что акционеры НКК находятся на грани развода, выяснилось прошлым летом, когда First Quantum публично предложила своему партнеру выйти из проекта строительства Усть-Лужского контейнерного терминала в связи с отказом Fesco финансировать проект. Между акционерами была договоренность о совместном финансировании строительства терминала, но у Fesco накопились долги, и группа отказалась платить. Поэтому First Quantum предложила пересмотреть степень участия Fesco в терминале и в компании в целом и предложила выкупить долю.

В декабре прошлого года Виталий Южилин получил одобрение на выделение под сделку кредитной линии «Сбербанк» на $440 млн и выставил Сергею Генералову оферту, предложив ему те же $375 млн, за которые в 2007 году Fesco купила долю. Но господин Генералов отказался, сказав, что «деньги смешные».

«Национальная Контейнерная Компания» (НКК) - крупнейший в России и СНГ оператор контейнерных терминалов. НКК управляет сетью морских и наземных контейнерных терминалов, предоставляя своим клиентам услуги по обработке контейнерных грузов. Компания была образована в 2002 году и на момент создания являлась первым в России и СНГ специализированным оператором контейнерных терминалов. Собственниками НКК в равных долях являются группа First Quantum и Транспортная Группа FESCO. Сегодня на предприятиях, входящих в группу НКК, работает более 2 000 человек. Грузооборот НКК в 2008 г. составил около 1,2 млн TEU.

 Активы НКК включают в себя: «Первый Контейнерный Терминал» (Санкт-Петербург) - занимающийся перевалкой контейнерных грузов в России, СНГ и на Балтике, с текущей пропускной способностью 1 млн.TEU и перспективой расширения до 1,6 млн.TEU в год.

«Контейнерный терминал» НУТЭП (Новороссийск) с текущим объемом перевалки 130 тыс.TEU и перспективой расширения до 550 тыс. TEU в год. Крупный российский контейнерный терминал на Черном море.

Контейнерный терминал «Укртрансконтейнер» (Ильичевск, Одесская область) - один из наиболее современных контейнерных терминалов на Украине, с текущей пропускной способностью 850 тыс.TEU и перспективой расширения до 4 млн. TEU в год.

«Логистика-Терминал» (Шушары, Санкт-Петербург) - логистический центр и контейнерный терминал с проектной мощностью обработки до 200 тыс. TEU в год, площадью 92 га.

«Усть-Лужский Контейнерный Терминал» (Усть-Луга, Ленинградская область) - масштабный проект по строительству контейнерного терминала в России. Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства, входит в комплекс проектов по созданию многофункционального порта в Лужской губе. Пропускная способность терминала составит 3 млн. TEU в год.

 

Комментарий

Гендиректор агентства Portnews Надежда Малышева считает исход сделки выгодным для Fesco. «На выходе из кризиса, который группа прошла не лучшим образом, им удалось получить деньги, которые им нужны, и избавить себя от необходимости вкладывать деньги в развитие терминалов НКК»,— говорит она.