Активы аэропорта Внуково, которые сейчас подконтрольны как государству, так и частным инвесторам, могут быть консолидированы. С таким предложением совладелец Внуково Виталий Ванцев вышел к Росимуществу. Консолидация позволит изменить структуру акционеров аэропорта вплоть до перехода контроля над ним к частному бизнесу и повлиять на распределение долей при слиянии Внуково с государственным Шереметьево.
Внуково представило проект «оптимизации корпоративной структуры» с целью увеличения капитализации, повышения прозрачности принятия решений и конкурентоспособности Внуково. Речь идет о схеме объединения всех трех терминалов — A, B и деловой авиации, а также топливозаправочного, почтово-грузового комплекса и автомобильной стоянки с активами государства. Сейчас доля государства в ОАО «Аэропорт Внуково» (терминал А) составляет 74,4%, в ОАО «Международный аэропорт Внуково» (терминал В) — 25% плюс 1 акцию.
По мнению Виталия Ванцева, консолидацию следует провести до планируемого объединения МАШ и ОАО «Аэропорт Внуково». Это связано с высокими долгами обеих компаний. После присоединения терминала D совокупная долговая нагрузка Шереметьево увеличилась вчетверо, до $1 млрд. Задолженность ОАО «Аэропорт Внуково» составляет 12 млрд руб.
Внуково — четвертый аэропорт России по количеству обслуживаемых пассажиров. Общая пропускная способность составляет 6 800 пассажиров в час. Обслуживает около 120 тыс. рейсов в год по 450 направлениям, выполняемых более 200 авиакомпаниями. В 2012 году аэропорт обслужил больше 10 млн пассажиров. Карта полетов аэропорта охватывает всю территорию России, а также страны ближнего зарубежья, Западной Европы, Азии и Африки.
Аэродромный комплекс Внуково располагает двумя пересекающимися взлетно-посадочными полосами, пропускная способность которых составляет 45 операций в час. В аэровокзальный комплекс Внуково-1 входят два терминала: пассажирский терминал В общей площадью 25 тыс. кв. м и пассажирский терминал А общей площадью 270 тыс. кв. м, из которых 170 тыс. кв. м уже введены в эксплуатацию.
В состав ключевых предприятий входят: ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «Международный аэропорт Внуково», ОАО «Внуково Хэндлинг» (единый оператор по продаже услуг во Внуково, через которого проходят все платежи авиакомпаний поставщикам услуг в аэропорту), ОАО «Авиа-Бизнес-Терминал» (обслуживает самолеты в бизнес-терминале Внуково-3), ОАО «Авиационно-нефтяная компания».
Елена Садовская из RMG отмечает, что Виталию Ванцеву и его партнерам принадлежат мажоритарные пакеты подавляющего большинства активов Внуково и по итогам консолидации частные инвесторы «вполне могут рассчитывать на контрольный пакет». При распределении долей в объединенной компании с Шереметьево, уточняет аналитик, основную роль сыграет возможный рост пропускной способности аэропортов.
Сейчас мощности МАШ на пределе, поясняет Елена Садовская, тогда как во Внуково «очевидны перспективы роста», о чем свидетельствует приход в аэропорт Turkish Airlines, «Трансаэро» и Lufthansa. И хотя МАШ в 2,6 раза обходит Внуково по текущему пассажиропотоку, этот коэффициент требует значительного дисконта с учетом ограниченности роста показателей Шереметьево, полагает аналитик, поэтому в объединенной компании Виталий Ванцев и партнеры могут получить блокпакет.