По данным газеты «Коммерсантъ», «Уралвагонзавод» решил вернуться к идее консолидации государственных вагоностроительных активов. Минпромторг предлагает передать предприятию из федеральной собственности 42,5% акций «Тверского вагоностроительного завода» (ТВЗ), а также пакеты акций еще шести профильных предприятий.
Логика передачи акций ТВЗ «Уралвагонзаводу» состоит в том, что основным потребителем обоих предприятий в части гражданской продукции является ОАО РЖД или его дочерние компании и консолидация будет способствовать развитию корпоративных и кооперационных связей между предприятиями, концентрации ресурсов и повышению качества выпускаемой продукции.
Также Минпромторг предлагает передать заводу акции «Научно-исследовательского института двигателей» (7,91%), ЦНИИ «Буревестник» (19,88%), «Уральского завода транспортного машиностроения» (13,19%), «Завода N 9» (13,93%), НПО «Электромашина» (8,5%) и ФГУП «Томский электротехнический завод» (100%).
Для этого правительству придется исключить ФГУП и ТВЗ из программы приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. Проекты соответствующего постановления правительства, как и проект указа президента, подписаны 5 мая замглавы Минпромторга Денисом Мантуровым, который возглавляет совет директоров «Уралвагонзавод».
В чем выгода консолидации для ТВЗ («Уралвагонзавод» выпускает оборонную продукцию и грузовые вагоны, ТВЗ — пассажирские), Минпромторг не уточняет. Зато ТВЗ должен «повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность» «Уралвагонзавода». В частности, объем производства вырастет к 2014 году на 23%, прибыль — на 5,4% (до 94 млрд руб.).
Идея «Уралвагонзавода» получить акции ТВЗ впервые была обнародована еще в 2009 году в качестве первого шага по консолидации госактивов в вагоностроении. Тогда реализовать проект не удалось, но теперь руководство завода начало новую кампанию по расширению.
Временной отсчет трудового пути Тверского вагоностроительного завода начался 110 лет назад. 25 августа 1898 года, в Твери был основан «Верхневолжский завод железнодорожных материалов», единственный завод, выпускающий продукцию для развивающихся в те годы Российских железных дорог, от грузовых платформ до пассажирских вагонов высшего класса.
Сейчас открытое акционерное общество «Тверской вагоностроительный завод» - всемирно известная торговая марка, признанный бренд, весомая составляющая благосостояния и престижа Российского государства. В 2008 году завод полностью перешел на производство вагонов нового модельного ряда с кузовом современной конструкции из нержавеющей стали.
В октябре 2008 года потребителям была отправлена первая партия купейных и плацкартных вагонов моделей 61-4440 и 61-4447. Таким образом, завершился сложный, длившийся более 5 лет, этап подготовки серийного производства вагонов конкурентных параметров. За этот срок проделана колоссальная работа по разработке новых конструкций вагонов, по отработке и внедрению новых технологий и проведению технического перевооружения производства.
В период с 2003 года приобретено и пущено в эксплуатацию более 700 единиц технологического оборудования на сумму свыше 2,4 млрд. руб. Значительная доля оборудования - от ведущих мировых производителей. В составе приобретенной техники много уникальной, связанной с совершенно новыми технологиями.
Диапазон выпускаемой заводом продукции определяется направлением деятельности предприятия. В настоящее время в новом корпусе выпускаются купейный вагон, вагон открытого типа, штабной и межобластной с креслами для сидения. Все модели изготовлены, испытаны и приняты к производству. Также ведутся работы по расширению нового модельного ряда и созданию на базе новых решений вагонов-ресторанов, багажных и др.
Эксперты сомневаются, что «Уралвагонзавод», выпускающий танки и грузовые вагоны, будет эффективным владельцем крупнейшего в стране производителя пассажирского подвижного состава.
По мнению одного из источников на «Уралвагонзаводе», «гендиректор завода Олег Сиенко пытается копировать модель «Ростехнологий», собирая все госактивы, что остались в отрасли, но эффективность такой стратегии сомнительна».
Глава агентства Infranews Алексей Безбородов согласен, что синергия между «Уралвагонзаводом» и ТВЗ может выразиться разве что в совместном давлении на поставщиков литья и колесных пар.
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков добавляет, что речь могла бы идти о диверсификации продукции «Уралвагонзавода», но сомневается, что ТВЗ сможет обеспечить стабильность спроса с учетом снижения закупок пассажирских вагонов железными дорогами.