По данным газеты «РБК daily», в ТНК-ВР, по всей видимости, назревает новый корпоративный скандал. Консорциум AAR, не дождавшись от британцев документов по соглашению ВР и «Роснефть», обратился в Высокий суд Лондона с просьбой приостановить работу по сделкам между компаниями - обмену акциями и разработке арктического шельфа. Заседание суда назначено на 1 февраля. Претензии российских акционеров ТНК-BP могут стать серьезным препятствием на пути реализации «глобального альянса».
Напомним, что 14 января ВР и «Роснефть» объявили о взаимном обмене акциями стоимостью $7,8 млрд., а также о совместном освоении арктического шельфа. Консорциум AAR поначалу заявлял, что приветствует эту сделку и не планирует вступать в новый акционерный конфликт, подобный тому, который произошел в 2008 году. Однако по соглашению между ВР и AAR, прежде чем договариваться о новых проектах в России и на Украине, британская компания должна была получить согласие совета директоров ТНК-ВР, чего не было сделано.
Российские акционеры попросили у ВР документы по сделке, для того чтобы решить, было ли все-таки нарушение акционерного соглашения. Однако, документы предоставлены не были, а новоиспеченные партнеры продолжают вести переговоры и подписывать документы. Так, 26 января «Роснефть» и ВР в Давосе подписали рамочное соглашение, которое, в частности, предусматривает совместные проекты на рынках третьих стран.
Через суд AAR намерен добиться выполнения двух требований. Во-первых, чтобы все переговорные процессы, работа над завершением сделки по обмену акциями и работы в Арктике были моментально приостановлены. Во-вторых, чтобы суд принудил ВР действовать в соответствии с акционерным соглашением. По акционерному соглашению ТНК-ВР все спорные вопросы между партнерами компании разрешаются в стокгольмском суде.
ТНК-ВР является одной из ведущих нефтяных компаний России и входит в десятку крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти. Компания была образована в 2003 году в результате слияния нефтяных и газовых активов компании BP России и нефтегазовых активов консорциума Альфа, Аксесс/Ренова (ААР). ВР и ААР владеют компанией ТНК-ВР на паритетной основе. Акционерам ТНК-ВР также принадлежит около 50% акций компании «Славнефть».
ТНК-ВР — вертикально интегрированная нефтяная компания, в портфеле которой ряд добывающих, перерабатывающих и сбытовых предприятий в России и Украине. Добывающие активы компании расположены, в основном, в Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская область), Восточной Сибири (Иркутская область) и Волго-Уральском регионе (Оренбургская область). В 2009 году добыча компании (без учета доли в «Славнефть») составила 1,69 млн барр. н. э. в сутки.
«В обязанности материнской компании BP входит фидуциарное обязательство по отношению к ТНК-BP — всеми законными способами увеличивать прибыль компании для акционеров, поэтому BP поступила некорректно и, возможно, неправомерно по отношению к своим партнерам в AAR», — считает партнер ЮК «Юков, Хренов и партнеры» Андрей Юков. В частности, британский суд может посчитать, что BP нарушила это обязательство, не предложив «Роснефти» подписать договор по разработке шельфа с ТНК-BP, а партнерство BP с госкомпанией — прямым конкурентом ТНК-BP на рынке — приведет в обозримом будущем к очевидному снижению стоимости последней. Учитывая эти факты, налицо нарушение акционерного соглашения, и вероятность того, что суд удовлетворит заявление консорциума AAR, существует, добавляет юрист.
Возможно, AAR старается обратить внимание на свои личные интересы, а также получить выгоду от наметившейся стратегической сделки государственного масштаба, не исключает старший аналитик «Арбат Капитал» Виталий Громадин. Теоретически обмен акциями приводит к пересечению интересов «Роснефти» и ТНК-BP, но вряд ли существует намерение серьезным образом воспрепятствовать обмену акциями, учитывая большой риск впасть при этом в немилость российского правительства. «Как показал предыдущий конфликт акционеров, связи в государственных органах у AAR значительны. Однако в данном случае речь идет о самом высоком руководстве, а доля в ТНК-ВР является не единственным активом российских акционеров», — говорит эксперт.