Пандемия и вызванный ею кризис замедлят рост российского венчурного рынка, участники которого уже работают в условиях высокой неопределенности. Реального спада инвестиций в стартапы все еще не наблюдается. Однако негативные последствия в виде снижения числа сделок и их объемов ожидаются в следующих кварталах. Инвесторы прогнозируют падение среднего чека инвестраундов на 20–30%, сильнее всего пострадают проекты на начальных стадиях развития. При этом если в последнее время фонды боролись за возможность вложиться в те или иные проекты, то теперь компании будут конкурировать за внимание инвесторов. Об этом пишет "Коммерсант".
Вспышка коронавируса в начале 2020 года, включая последний месяц жестких ограничений, не помешала целому ряду российских компаний закрыть сделки по привлечению венчурных инвестиций. Однако стоит учитывать, что большинство из них планировались месяцами. В дальнейшем же российский венчурный рынок, по итогам 2019 года достигший объема сделок почти в $870 млн (оценка DSight), не избежит негативного влияния кризиса.
Хотя по результатам первого квартала объемы венчурных инвестиций остались на уровне, сопоставимом с предыдущими годами, скорее всего, к концу года рынок просядет по количеству и объему сделок, подтверждает венчурный инвестор, основатель A.Partners Алексей Соловьев. По его словам, сейчас продолжают закрываться сделки, по которым шли переговоры ранее, однако многие фонды ставят новые сделки на паузу.
«Если эпидемиологический кризис затянется и окончательно трансформируется в кризис экономический, мы можем ожидать существенного спада активности на венчурном рынке в ожидании действий финансовых регуляторов по поддержке экономики»,— согласен управляющий партнер FinSight Ventures Алексей Гарюнов.
На рынках США и Европы количество крупных сделок — объемом больше $100 млн — сейчас тоже сравнимо с прошлогодним показателем, отмечает президент фонда Sistema_VC Дмитрий Филатов, однако по небольшим сделкам «спад явно виден». «Если брать Европу и США, то было сделано около 5 тыс. сделок, а в прошлом году за этот период было около 9 тыс. сделок. Видно ужесточение условий сделок, оценки стартапов кратно упали. Сейчас более рискованное время, инвесторы это учитывают, что и сказывается на оценках компаний»,— поясняет он.
Директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев оценивает возможное падение российского венчурного рынка в 2020 году на 10–25% в посевных инвестициях и раундах А (начальные стадии инвестиций). Оценки компаний также снизятся, поскольку завязаны на выручку и рыночный мультипликатор, который смотрят по публичному рынку акций. «Публичный рынок свалился, соответственно, свалились мультипликаторы. Оценки компаний будут сильно ниже: где-то в три раза, где-то в пять. Денег будут давать меньше, а доли будут забирать больше»,— прогнозирует господин Негодяев. Некоторые фонды используют кризис, чтобы войти в компании по супернизким оценкам, подтверждает управляющий партнер AddVenture Максим Медведев. «Мы сами по некоторым компаниям рассматриваем возможность покупки конкурентов задешево»,— признается он. 35–50% инвесторов сократят чеки в инвестиционных раундах, прогнозирует руководитель группы Deloitte Digital Максим Шапировский.
Меняются и роли на венчурном рынке. «До пандемии долгое время это был рынок продавца: фонды активно конкурировали между собой за яркие, перспективные и сильные команды, что зачастую приводило к завышенным оценкам. Сейчас баланс выравнивается в пользу большей важности инвесторов»,— указывает сооснователь венчурного сообщества Alta Club, экс-гендиректор «МТС Украина» Иван Золочевский. Инвестор с деньгами сейчас король на рынке, подтверждает Сергей Негодяев.
Фокус многих инвестфондов сместится на поддержку текущего портфеля компаний. Сейчас надо сокращать расходы и адаптировать бизнес к новым реалиям, задача фондов — помочь пройти сквозь кризис с минимальными потерями, говорит Максим Медведев. От 40% до 70% венчурных инвесторов сейчас планируют изменить стратегию в каком-либо виде, оценивает Максим Шапировский. По его словам, это касается как продолжительности жизни фонда или его этапов, так и фокусов на тех или иных индустриях или стадиях проектов.
Государственные венчурные фонды, занимающие заметное место на российском рынке, пока чувствуют себя лучше других. По данным DSight, на инвестиции госфондов в прошлом году пришлось 4% объема рынка в деньгах, а 2020 год сулит продолжение усиления их роли. «На фоне снижения активности частных фондов стали более активны госфонды. Других денег на рынке мало»,— подтверждает Дмитрий Филатов. Государство — надежный партнер, что не всегда можно сказать о корпоративных и частных инвесторах, которые в кризис могут испытывать трудности с ликвидностью, заверяет замгендиректора Российской венчурной компании Алексей Басов.
Время возможностей
Пока от пандемии выигрывает все, что относится к дистанционному образу жизни,— будь то софт для удаленной работы, сервисы доставки еды или стартапы в сфере онлайн-образования. Так, одной из наиболее заметных недавних инвестиций стало привлечение $50 млн стартапом с пермскими корнями Miro. Инвестором выступил американский фонд Iconiq Capital, управляющий капиталами основателей Facebook и Twitter соответственно Марка Цукерберга и Джека Дорси, о сделке было объявлено 23 апреля. Miro — платформа для удаленной совместной работы, которая может интегрироваться с другими инструментами вроде Zoom, Jira и Google Docs.
Также крупной сделкой станет покупка 75,6% сервиса экспресс-доставки продуктов «Самокат» совместным предприятием Mail.ru Group и Сбербанка. Пока подписаны только обязывающие документы. По оценке Алексея Соловьева, 75,6% «Самоката» могли обойтись покупателям в 1,5 млрд руб. Еще одна заметная инвестиция — $5 млн, привлеченных от Российского фонда прямых инвестиций, Bonduelle и бизнес-ангела стартапом Elementaree, занимающимся доставкой продуктовых наборов.
К последним сделкам на российском EdTech-рынке можно отнести инвестиции Leta Capital в размере $1 млн в стартап с российскими корнями MyBuddy.Ai. Также в апреле $1 млн от неназванных частных инвесторов привлекла интерактивная платформа для обучения детей «Умназия», основанная выходцами из McKinsey Дмитрием Плотниковым и Галиной Кан, рассказала “Ъ” представитель компании.
Пандемия отразится и на интересе инвесторов к медицине и фармакологии. «Фармакология, в частности, экспресс-диагностика, универсальные вакцины и пр., станет горячей темой. Хотя в венчурном мире это довольно сложная индустрия для инвестирования из-за повышенной капиталоемкости и долгого горизонта возврата»,— говорит Максим Шапировский.
При этом мнения экспертов о стадиях, в которые сейчас продолжатся инвестиции, расходятся. «Глобально сейчас время возможностей для стартапов ранних стадий. Инвестиции в технологии на ранней стадии характеризуются высоким риском и более высоким возвратом инвестиций, но в период кризиса такие компании становятся относительно менее рискованными»,— уверен Алексей Соловьев. Предпосевные и посевные стадии будут на спаде из-за и так свойственного им высокого риска, возражает Максим Шапировский. Прицел будет на стартапы с продуктами «в идеале с неким cash flow», ожидает он.
В целом участники венчурного рынка надеются, что для многих из них кризис станет временем новых возможностей. «На рынке будет появляться все больше интересных бизнес-возможностей для инвесторов, молодых и зрелых инновационных компаний. Мы также ожидаем появления в индустрии новых игроков, которые обеспечат в отрасль дополнительный приток длинных денег, например страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов»,— оптимистичен Алексей Басов.
Риски шалных денег
Венчурные фонды нечасто позволяют себе влезать в стратегию портфельных проектов, по крайней мере за основателей делать эту работу обычно не рекомендуется, указывает Иван Золочевский. Но как раз в кризисных условиях инвесторы уделяют повышенное внимание портфельным компаниям. Например, FinSight Ventures запросила у своих компаний операционный план с учетом различных сценариев развития ситуации. «Не все испытывают трудности в данный момент, однако никто не знает, перейдет ли экономический шок в новый циклический кризис. Поэтому мы советуем нашим компаниям начать оптимизацию затратной части своих бюджетов и перенести часть расходов на третий-четвертый квартал»,— пояснил Алексей Гарюнов.
AddVenture рекомендует компаниям оптимизировать структуру и иметь денежный запас минимум на год, а также использовать момент для захвата доли рынка, пока «активность конкурентов снизилась». Однако во многих проектах пришлось расстаться с большим количеством сотрудников, признает Максим Медведев. Leta Capital составила многостраничную инструкцию по выживанию в кризис и направила ее своим проектам: им рекомендуется иметь денежный запас минимум на полгода, а при его отсутствии начинать урезать расходы. «Мы просим портфельные компании даже при наличии финансовых резервов активно перестраиваться. С компаниями, чьи продукты особенно востребованы в новых условиях, обсуждаем экспансию и наращивание рыночной доли»,— говорит Алексей Басов.
Похожие советы инвесторы дают и стартапам, которые ищут инвестиции. Максим Шапировский уверен, что сейчас они должны сфокусироваться на ключевом продукте, подробнее расписать стратегию, не теряя из фокуса маркетинговую составляющую, и в то же время экономить средства, стараясь как можно раньше начать переговоры об инвестициях. «Пытайтесь дотянуться до любых денег»,— категоричен и Сергей Негодяев. По его мнению, стартапам стоит брать средства инвесторов даже по оценке ниже предыдущих, а также пытаться ускорить получение средств от клиентов и по возможности отложить выплаты подрядчикам.
Дмитрий Филатов, напротив, предостерегает от «шальных денег». По его словам, сейчас «сомнительные партнеры» на рынке могут пытаться входить в проекты с минимальными затратами и на агрессивных условиях. «Сейчас можно поддаться панике и взять непонятных партнеров на борт. Экономика восстановится, ситуация нормализуется, а новые партнеры останутся»,— поясняет он. В этой ситуации, уверен господин Филатов, лучше разработать план преодоления этого этапа самостоятельно или с минимальной помощью текущих акционеров.