Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
112 409,47  (-4 532,74%)
3 837,55  (-175,53%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds

Красноярские власти приватизируют «исторический квартал»

Горсовет Красноярска утвердил схему приватизации комплекса архитектурных объектов конца XIX века, расположенных в центре города. Согласно планам властей на его базе будет создан «исторический квартал»: здесь вместо нынешних бараков должны разместиться кафе, магазины, сувенирные и антикварные лавки.

Проект предполагается реализовать на средства частного инвестора, который выкупит у мэрии памятники и приведет их в порядок. Объем вложений оценивается в 500 млн руб.

Определять инвестора, организовывать торги на проведение реконструкции, контролировать ход работ будет создаваемая муниципалитетом компания. Такая схема грозит серьезным увеличением смет и коррупционными рисками, что может отпугнуть инвесторов, считают эксперты.

Приватизацию 10 объектов недвижимости в Красноярске — на улицах Горького, Маркса и Бограда, — которые должны составить костяк проекта «исторического квартала», депутаты согласовали на сессии горсовета краевого центра во вторник - 31 марта 2015 года. Девять из них являются объектами культурного наследия, в том числе семь — регионального значения.

Согласно предложенной мэрией схеме все они будут переданы в качестве взноса в уставной капитал акционерного общества. В нем администрации Красноярска будет принадлежать 100% акций. По оценкам департамента имущественных отношений мэрии, общая рыночная стоимость продаваемых объектов составляет 45,1 млн руб., земельных участков — 75,5 млн руб. Совокупный объем вложений в проект составит около 500 млн руб.

Как пояснила на сессии и. о. руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений мэрии Светлана Катцина, новое АО станет «модератором» реализации проекта «исторического квартала». В частности, госкомпания должна провести конкурсы по отбору инвестора, готового вложиться в реставрацию и модернизацию продаваемых объектов культурного наследия.

Победитель заплатит АО выкупную стоимость объектов. Все дальнейшее финансирование работ по реконструкции и благо­устройству будет вестись через создаваемую компанию. При этом получить объекты в собственность инвестор сможет только после завершения проекта и приемки его властями.

Сомнительной называет предложенную мэрией схему реализации проекта «исторического квартала» депутат красноярского горсовета девелопер Константин Сенченко.

«Стоимость квадратного метра в проекте существенно превышает среднерыночную, деньги в реставрацию предполагается направлять не напрямую на работы, а некоему чиновному акционерному обществу, которое будет распределять заказы.

При этом в собственность объекты к инвестору попадут только после завершения всех работ», — отмечает господин Сенченко. Он не исключил, что схема готовится под какого-то конкретного предпринимателя или бизнес-структуру, «чтобы не допустить других».

«Проект в нынешнем варианте, очевидно, никогда не окупится, значит, компенсировать затраты предполагается за счет каких-то других проектов и преференций, о которых, видимо, есть какие-то подковерные договоренности», — полагает Константин Сенченко.

За полтора года, как это было в Иркутске, красноярский «исторический квартал» не окупится, уверен генеральный директор ИК «Сибирская финансовая система» Валентин Богомолов.

«В Иркутске „130-квартал“, по сути, является частью огромного ТРЦ, имеющего в том числе свою парковку. Все выходящие из торгового комплекса обязательно проходят вблизи этого квартала, обеспечивая поток покупателей. К тому же большая часть домов в нем новоделы, только стилизованные под старину, что существенно снижает затраты по сравнению с содержанием исторических и культурных памятников.

В Красноярске сплошные минусы: нет „якоря“ в виде ТРЦ, плюс к этому отсутствие парковочных мест, проблемы с транспортной доступностью и отсутствие значительного постоянного потока туристов», — указывает господин Богомолов. Согласно его оценкам, окупаемость красноярского проекта может превысить 10 лет.

Наличие в схеме госкомпании является риском для проекта, считают опрошенные  „Ъ“ эксперты. «Опыт показывает, что государственные структуры менее эффективно тратят средства, чем частники, а значит, расходы могут еще возрасти, удлинив сроки окупаемости», — замечает Валентин Богомолов. По оценкам Константина Сенченко, без посреднической структуры в виде муниципального АО стоимость работ «может сократиться минимум на треть».

Торги по продаже объектов «исторического квартала» должны пройти до конца 2015 года.