РБК выяснил, кого банки рассматривали в качестве альтернативы Игорю Зюзину для управления компанией «Мечел»: у кредиторов компании было как минимум три кандидата. Это руководитель угольной компании СУЭК Владимир Рашевский, экс-гендиректор «Ленэнерго» и Московской объединенной энергетической компании Андрей Лихачев и бывший гендиректор УК «Металлоинвест» Марк Бузук.
О том, что у кредиторов «Мечела» был шорт-лист минимум из трех кандидатов, которые могли бы руководить «Мечелом» в период реструктуризации, РБК рассказали два источника, знакомые с ходом обсуждения. Основные кредиторы компании — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. На роль руководителя компании они предлагали гендиректора угольной компании СУЭК Владимира Рашевского. Еще двумя кандидатами собеседники РБК назвали экс-гендиректора «Ленэнерго» и МОЭК Андрея Лихачева и бывшего гендиректора УК «Металлоинвест» Алишера Усманова Марка Бузука.
Руководитель госбанка-кредитора «Мечела» действительно предлагал Рашевскому возглавить металлургическую компанию, но гендиректор СУЭК сразу ответил отказом, уверяет источник в его окружении. Лихачев не стал говорить с РБК о том, предлагали ли ему возглавить металлургическую компанию. Знакомый с ним человек подтверждает, что такой разговор действительно был, но «без конкретики». Бузук отказался поговорить, сославшись за занятость.
Дискуссии о возможной кандидатуре нового управляющего «Мечела» временно отложены: банки не достигли согласия с основным владельцем компании Игорем Зюзиным, без согласия которого невозможно начать реструктуризацию, рассказывает один из собеседников РБК.
У кредиторов, по сути, остался только один вариант спасения погрязшего в долгах «Мечела» — конвертация части его долга в долю в акционерном капитале компании. Последние две недели никаких других идей не обсуждается — для реструктуризации долга компании предлагается конвертировать около половины кредитов Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка в контрольный пакет акций «Мечела» со снижением доли основного владельца Игоря Зюзина примерно до 10%. Банки готовы обсуждать и опцион, который позволит Зюзину выкупить свою долю обратно после оздоровления компании.
Схема обсуждалась с Зюзиным, но пока он ее не принял. Об этом РБК рассказали два источника, близкие к сторонам переговоров.
Для того чтобы снизить нагрузку до приемлемого уровня, «Мечелу» одновременно с конвертацией части долга в акции нужно продать РЖД железнодорожную ветку до Эльгинского угольного месторождения. «Мечел» оценивает актив по затратам примерно в $2 млрд, кредит под покупку РЖД могли бы взять у тех же банков, говорит один из участников обсуждения.
Этот вариант неприемлем для монополии, утверждает источник в РЖД: компания не планировала столь серьезно увеличить свою долговую нагрузку. Есть и другие варианты, утверждают источники: например, долгосрочный лизинг этой ветки на льготных условиях.
РЖД не хотят покупать железную дорогу к Эльге не только из-за отсутствия средств, но и из-за того, что она убыточна при применении к ней тарифа РЖД, говорит источник, знакомый с позицией транспортной монополии.
«Мечел» — один из самых закредитованных российских концернов: его общий долг по состоянию на апрель 2014 года достигал $8,6 млрд. Основными кредиторами выступают российские госбанки — Сбербанк ($1,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Газпромбанк ($2,3 млрд). Компания договорилась с ними о ковенантных каникулах до конца 2014 года.