«Фастен рус» — один из крупнейших в России сервисов доставки такси. В апреле текущего года Fasten объединилась с онлайн-сервисом Rutaxi (развивает бренды «Везет» и «Лидер», последний присутствует в Уфе).
Rutaxi — разработка уфимского предпринимателя Виталия Безрукова, его партнером был также бывший генеральный директор Корпорации развития республики Марат Аюпов.
В суде «Фастен рус» заявила, что в июне 2016 года в письменном виде договорилась с прежними собственниками «Такси Сатурн Уфа» — предпринимателями Юрием Чучалиным (владел 49,99%) и Олегом Масленниковым (50,01%) — о намерении выкупить их доли в уфимском предприятии.
Господа Чучалин и Масленников, по данным открытых источников, — бывшие партнеры владельца Fasten Евгения Львова. Они вместе начинали развивать «Сатурн», а затем господин Львов основал онлайн-сервис Fasten.
Продажа уфимской компании прямому конкуренту вопреки предварительным договоренностям была направлена «на причинение вреда истцу» в виде «крупных убытков из-за срыва инвестиционного проекта», «расходов на подготовку и сопровождение сделки», «упущенной выгоды», указала «Фастен рус» в своем заявлении.
Размер убытков компания не заявляла и иск об их взыскании пока не подавала. Она отметила, что владелец Gett знал о предварительной договоренности сторон. На что представитель Dooboo Holding парировал в суде, что договоренности не были оформлены в форме гражданско-правового договора.
Представитель «Такси Сатурн Уфа» в свою очередь заявил на процессе, что с «Фастен рус» была договоренность о совершении сделки до 1 сентября 2016 года, но действий по их исполнению потенциальный покупатель не предпринял.
Арбитраж Башкирии, отказывая в иске, указал, что «Фастен рус» не имеет права оспаривать договор, стороной которого не является. Но так как продавец нарушил условия предварительного соглашения, суд оставил за истцом право требовать возмещения убытков в рамках отдельного судебного производства.
В итоге уфимский сервис «Сатурн» остался одним из немногих в России, который не перешел под контроль Fasten, а достался конкуренту — Gett. Как следует из материалов арбитража, Fasten также не смог выкупить бизнес «Сатурна» и в некоторых других регионах, в том числе в Кировской и Самарской областях. Иски компании к подразделениям «Сатурна» в Удмуртии, Татарстане и Туле еще рассматриваются.
Данных о количестве автомобилистов, сотрудничающих с сервисами «Лидер» и Gett в Уфе, нет. Детали сделки Gett и «Такси Сатурн Уфа» не раскрывают. По данным kartoteka.ru, выручка «Такси Сатурн Уфа» в 2016 году составила 55,1 млн. руб., чистая прибыль — 16,5 млн. руб., стоимость чистых активов 2,35 млн. руб.
По словам уфимских таксистов, «Лидер» и «Сатурн» совместно контролируют около 70% местного рынка такси. Его обороты оцениваются разными экспертами от 5 млрд (Discovery Research Group по состоянию за 2016 год) до 12 млрд. руб. (эта цифра называлась в прошлом году депутатами Курултая).
Сервисы забирают себе за распределение заявок и сопровождение поездок около 20% от стоимости заказа. Средний чек такси в Уфе — 200 руб. Открытых данных о пассажиропотоке нет.
В прошлом году в Курултае посчитали, что в Уфе работает около 10 тыс. легальных таксистов.
Директор местного «Лидера» Тагир Башмаков сообщил, что за год перехода под контроль Fasten в работе компании ничего не поменялось: «Работаем на той же самой базе Rutaxi. Переход на новую платформу — в планах».