Крупнейший автомобильный холдинг Казахстана ТОО «Бипэк авто — Азия авто» вышел на сибирский рынок. Как стало известно „Ъ“, стопроцентная «дочка» компании ООО «Азия авто Усть-Каменогорск» после одобрения антимонопольным органом приобрела у ОАО «АвтоВАЗ» основные пакеты акций ОАО «Омск-Лада», ОАО «Новосибирск-Лада», ОАО «Алтай-Лада» и ОАО «Кузбасс-Лада», консолидировав таким образом шесть крупных дилерских центров Сибири.
Стоимость сделки, по оценкам участников рынка, могла составить порядка 600 млн руб. Аналитики полагают, что сделка может осуществляться в рамках реструктуризации трейдингового бизнеса всего «АвтоВАЗа».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России удовлетворила ходатайство казахстанского ООО «Азия авто Усть-Каменогорск» о приобретении по 93,85% акций ОАО «Новосибирск-Лада» и ОАО «Омск-Лада», а также 81,05% пакета ОАО «Алтай-Лада» и 77,68% ОАО «Кузбасс-Лада».
«Сделка, являющаяся предметом указанного ходатайства, не приведет к ограничению конкуренции», — говорится на официальном сайте антимонопольного органа. Ранее активы принадлежали ОАО «АвтоВАЗ». В ТОО «Бипэк авто — Азия авто» и ООО «Азия авто Усть-Каменогорск» вчера отказались комментировать сделку.
В новосибирском центре «Азия авто Усть-Каменогорск» сказали, что сделка уже завершена, однако подробности раскрыть отказались. По оценкам участников омского автомобильного рынка, основные пакеты в четырех дилерских центрах могли стоить порядка 600 млн руб. Ходатайство казахстанской структуры было подано в ФАС 19 января текущего года.
Группа компаний «Бипэк авто — Азия авто» крупнейший холдинг на автомобильном рынке Казахстана, генеральный партнер ОАО «АвтоВАЗ» в Казахстане. Согласно информации официального сайта группы, ей принадлежит 54% авторынка Казахстана и 85% легкового автопроизводства в стране.
В состав группы входит усть-каменогорский автосборочный завод, на мощностях которого выпускаются автомобили марок Skoda, Chevrolet, Lada 4x4, KIA, дистрибьюторские и дилерские компании. В ноябре 2013 года группа совместно с «АвтоВАЗом» начала строить завод по производству автомобилей Lada полного цикла стоимостью $1,1 млрд.
По информации официального сайта «Бипэк авто — Азия авто», соглашение о совместной дистрибуции, розничных продажах и послепродажном обслуживании автомобилей Lada в Сибири было подписано с ОАО «АвтоВАЗ» в сентябре прошлого года.
«На первом этапе ”Бипэк” будет отвечать за продажи и обслуживание продукции АвтоВАЗа в Сибирском регионе. Однако товаропроводящая сеть, доверенная партнерами, будет наполняться автомобилями, произведенными в Усть-Каменогорске», — цитирует официальный сайт казахстанского холдинга председателя совета директоров Анатолия Балушкина.
Участники автомобильного рынка Омска полагают, что сделка заключена на взаимовыгодных условиях.
«Вероятно, АвтоВАЗ решил сконцентрироваться на производстве, кроме того, сделка позволит ему укрепить отношения с крупным игроком в Казахстане, а также получить средства от продажи, что в сегодняшних условиях немаловажно. Казахстан, скорее всего, мотивирует покупку возможностью имущественного присутствия в России. А наиболее выгодно представить и закрепить свое присутствие в российских городах — купить готовую дилерскую сеть», — считает директор ООО «Евразия эксперт» (салон по продаже машин с пробегом) Иван Беланов.
По его словам, омский центр АвтоВАЗа был прибыльным. В Омске продажи автомобилей Lada, по оценкам игрока, занимают 16% общего рынка: из 20 тыс. автомобилей, проданных в городе в прошлом году, свыше 3,2 тыс. пришлось на Ladа.
«ОАО ”Омск-Лада” было дочерним предприятием АвтоВАЗа, и машины отгружались туда в большем объеме, чем во второй дилерский центр Омска. Он продавал в регионе 70% от общего объема отечественного автопрома.
Сейчас вообще никто ничего не продает, так как автомобили с конца прошлого года не отгружались, возможно, до установления новой цены», — заявил на условиях анонимности один из игроков автомобильного рынка. С 4 марта АвтоВАЗ повысил цены на Lada в среднем на 4,79%.
Аналитики полагают, что продажа сибирских дилерских центров может осуществляться в рамках реструктуризации трейдингового бизнеса всего «АвтоВАЗа», который является акционером «Азия авто».
«Если все автосалоны пройдут через ребрендинг, будут введены единые стандарты работы в них, расширен список услуг, оказываемых в них, то это может усилить позиции ”Азии авто” на рынке Сибири и способствовать увеличению продаж вазовской продукции», — считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.