Бизнесмен Илья Щербович, известный своими инвестициями в различные отрасли экономики — от нефтехимии до детского питания, стал совладельцем социальной сети «ВКонтакте». Подконтрольный ему фонд United Capital Partners (UCP) выкупил 48% акций у основателей ресурса Вячеслава Мирилашвили и Льва Леваева. Г-н Щербович пользователем соцсети не является — найти его страничку во «ВКонтакте» не удалось.
Переговоры UCP с Мирилашвили и Леваевым начались в январе 2013 года и завершились подписанием договора купли-продажи 2 апреля. Сделка была закрыта 17 апреля. Г-н Мирилашвили продал 40% акций «ВКонтакте», г-н Леваев — 8%. Финансовым консультантом покупателя выступил Deutsche Bank, юридическим консультантом — компания Linklaiters. Юридическим консультантом продавца выступила компания Skadden.
UCP действовал от имени консорциума инвесторов, который контролирует Илья Щербович: у него 67% акций в инвестиционном консорциуме и право принятия основных решений. В консорциум входят все действующие партнеры UCP и несколько инвесторов с опытом инвестиций в интернет-проекты.
В результате UCP стал крупнейшим акционером «ВКонтакте». Еще 40% акций принадлежат Mail.ru Group Алишера Усманова, а 12% — у одного из основателей сети Павла Дурова. 17 апреля на своей страничке в Twitter последний заявил, что свою долю продавать не собирается: «Мне каждый месяц кто-то что-то предлагает. Я ничего не продаю».
Ранее, по неофициальным данным, основатели «ВКонтакте» оценивали сеть в $2,75 млрд. в рамках переговоров с Mail.ru Group. Аналитики давали оценку «ВКонтакте» на уровне $2 млрд. Таким образом, покупка 48% соцсети могла обойтись UCP в $1—$1,3 млрд.
«В контакте» - крупнейшая в Рунете социальная сеть, основанная в 2006 году. Второй в Белоруссии, третий — на Украине и в Казахстане, 39-й в мире сайт по популярности. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее став современным, быстрым и эстетичным способом общения.
С января 2009 года «В Контакте» посещает больше людей, чем главного конкурента в России — «Одноклассники». В социальной сети зарегистрировано 190 млн пользователей. Ежедневно на сайт «В контакте» заходит более 43 млн человек.
Пользователям «В Контакте» доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей: создавать профиль с информацией о себе, производить и распространять контент, гибко управлять приватностью, взаимодействовать с другими пользователями напрямую, а так же через механизм групп и встреч, отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ. Интерфейс «В Контакте» и его международной версии VK.com доступнен более чем на 50 языках.
В мае 2012 года «ВКонтакте» отменила первичное размещение из-за неудачного IPO Facebook: после выхода на биржу котировки американской соцсети значительно упали, инвесторы были разочарованы.
В 2011 году чистая прибыль ООО «В контакте» составила 516,45 млн руб., выручка — 3,285 млрд руб. (в 2010 году эти показатели составляли 453,3 млн и 2,3 млрд руб. соответственно).