По данным газеты «Коммерсант», совладелец корпорации AEON Роман Троценко быстро наращивает свой портфель активов в золотодобыче.
Его структура НПО «Альтаир» полностью выкупает кипрскую Fincraft Holdings Ltd, контролирующую 22,42% российской золотодобывающей компании Petropavlovsk, у группы Fincraft Resources казахстанского бизнесмена Кенеса Ракишева. Оформление сделки может занять до 1,5 месяца, но договоренности уже достигнуты, уточнил представитель Ракишева.
Ракишев (восьмой в топ-50 богатейших бизнесменов казахстанского Forbes с состоянием $691 млн) с конца 2017 г. являлся крупнейшим акционером Petropavlovsk. Его структура Fincraft Holdings купила у «Реновы» Виктора Вексельберга 22,42%, на тот момент пакет стоил $77,6 млн., а во вторник, 16 июля 2019 года, – $90,4 млн.
Вероятно, сделка осуществлялась по рыночной цене, говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов: «Тенденции на рынке золота позитивные, цены растут».
На балансе Fincraft находится вся доля господина Ракишева в Petropavlovsk, в том числе 13,3% акций, принадлежащие напрямую, 9,06% — находившиеся в залоге у ВТБ, и еще конвертируемые бонды, эквивалентные 5,97% акций.Эти бонды, выпущенные компанией менее месяца назад, согласно информации, опубликованной на LSE, должны погашаться в июле 2024 года, но владельцы могут конвертировать их в акции в течение определенного периода, который начинается 1 октября 2019 года и завершается за 66 дней до погашения.
Цена конвертации была установлена с премией в 22,5% к средневзвешенной цене торгов на Лондонской бирже 19 июня 2019 года. Если Роман Троценко решит конвертировать бонды, он станет крупнейшим акционером Petropavlovsk с долей в 28,33%.
Стоимость этого пакета по рыночной цене 16 июля 2019 года составляет около $112,3 млн., в ходе торгов акции Petropavlovsk дорожают на 2,3%. Стороны сумму сделки не комментируют.
Petropavlovsk – пятый производитель золота в России, на его долю приходится 6%. Компания, ведущая добычу на месторождениях в Амурской области, входит в топ-5 крупнейших производителей золота в РФ. Производство в 2018 году сократилось на 4%, до 422,3 тыс. тройских унций золота, выручка упала на 17,5%, до $499,8 млн., прибыль сократилась на 30%, до $26 млн.
«Мы получили хорошее рыночное предложение», — заявил представитель Ракишева. В ноябре 2018 года, говоря о покупке доли в Petropavlovsk, которая ранее принадлежала группе «Ренова» Виктора Вексельберга, казахстанский бизнесмен назвал этот актив «жемчужиной в портфеле компании».
Ракишеву также принадлежит контрольный пакет компании «БТА Банк», которая с 2015 года не имеет банковской лицензии в Казахстане, но владеет одноименными банками в Киргизии и Белоруссии, а также на Украине.
Ракишев пояснил через своего представителя, что решение о продаже пакета связано исключительно с коммерческими соображениями и основывается на рыночной ситуации и необходимости фондирования других проектов.
«Мы инвестировали в компанию, когда она находилась в стрессовой ситуации, проделали большую работу. Компания достигла успехов: запущено производство на автоклаве, рефинансирован долг IRC (железорудной дочерней компании перед китайским банком ICBC) на более гибких условиях, решена проблема краткосрочной ликвидности компании за счет рефинансирования бондов», – говорит Ракишев.
Также Ракишев передал через представителя, что не был знаком с Троценко до этой сделки: «Нас познакомил банк-партнер».
В данном случае Ракишев выступил как финансовый инвестор, после того как компания подорожала, он решил выйти из состава акционеров, объясняет собеседник, близкий к Petropavlovsk: «Ракишев смог получить неплохую прибыль за счет продажи компании». За 1,5 года актив подорожал на 16,5%.
Сам казахстанский инвестор рассказывал весной 2019 года в интервью «Ведомостям», что купил пакет именно Petropavlovsk, «потому что цена была 5 пенсов». В перспективе бизнесмен планирует вкладываться в российскую горнодобывающую отрасль, знает источник в окружении Ракишева.
Ракишев заработал на нормализации деятельности Petropavlovsk, согласен Худалов: «Котировки компании выросли после запуска автоклавов». Потребуется еще несколько лет, чтобы они вышли на проектные показатели, но уже есть большой прогресс для компании, замечает он.
Это, вероятно, самая крупная инвестиция Романа Троценко, который в основном занимается транспортными и химическими активами, в золотодобычу.
Троценко (59-й в списке Forbes богатейших людей России в 2019 г. с состоянием $1,6 млрд.) до конца 2017 г. был советником Игоря Сечина (возглавляет «Роснефть»), а также возглавлял швейцарскую Rosneft Overseas до лета 2015 года.
Троценко основал AEON Corporation в 2004 году. Сейчас в его корпорацию AEON входят аэропортовый холдинг «Новапорт», производитель химической продукции «СДС-азот», предприятия, связанные с речным транспортом, в том числе Московское речное пароходство, девелоперская компания.
В марте 2019 года бизнесмен приобрел 48,19% в небольшой компании GeoProMining, у которой есть добычные проекты в России и Армении. Контроль остался за Симаном Поваренкиным. Сумма сделки не разглашалась, выручка GeoProMining в 2018 году составила $283 млн., прибыль — $5 млн.
Кроме того, напоминает председатель союза золотопромышленников России Сергей Кашуба, Роман Троценко в 2017 году приобрел у Росимущества Новосибирский аффинажный завод за 880 млн. руб.
Тогда AEON Corporation впервые заявила о намерении инвестировать в добычу и переработку золота и планах создать холдинг в золотодобывающей отрасли. По мнению г-на Кашубы, в увязке с этим активом покупка доли в Petropavlovsk выглядит логичной.
Новосибирский аффинажный завод в 2019 году планировал увеличить выручку с 1,8 млрд. до 5 млрд. руб., при этом в последние годы производственные показатели снижались: с 21,734 тонны золота в 2015 году до 14,417 тонны в 2018 году (это примерно 5% от аффинажа золота на российских предприятиях).
Сам Роман Троценко заявил, что приобретение доли в Petropavlovsk укрепляет позиции корпорации AEON в майнинге.
«GeoProMining — чемпион по работе с сульфидными концентратами. Мы надеемся, что опыт компании может быть полезен в работе Petropavlovsk»,— сказал предприниматель.
Главным проектом последних лет для Petropavlovsk был запуск автоклава на Покровском руднике, поскольку половину ресурсной базы компании составляют упорные руды, к которым относятся и сульфидные. Компания запустила автоклав в этом году.
На фоне запуска автоклава цена акций Petropavlovsk выросла почти на 50% с начала года, отмечает руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. По его мнению, Petropavlovsk — одна из немногих компаний в регионе с перспективой существенного роста производства.
«Кенес Ракишев изначально позиционировал себя в Petropavlovsk как портфельного инвестора, после значительного роста бумаги он мог найти привлекательную точку для частичной монетизации актива»,— считает аналитик. Он полагает, что Роман Троценко, входя в Petropavlovsk, видит синергию с другими своими активами в этом секторе.
БТА банк
Московское речное пароходство (МРП)
Новапорт
Ренова
Роснефть
Сибирский Деловой Союз (СДС)
Троценко Роман
Виктор Феликсович Вексельберг
Покровский рудник
Симан Поваренкин
Petropavlovsk Plc. (Peter Hambro Mining)
ГеоПроМайнинг / GeoProMining
IRC
Кенес Ракишев
Новосибирский аффинажный завод (НАЗ)
Для Ракишева выход из Petropavlovsk — более чем своевременный, поскольку покупал он актив у Вексельберга в период низкой инвестиционной привлекательности, на фоне корпоративного конфликта и других проблем, отметил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Ракишев приобрел долю в Petropavlosvsk в конце 2017 года, когда она стоила $77,6 млн., а сейчас капитализация компании достигла почти $400 млн., отметил эксперт. Цена на золото растет с начала июня: на Лондонской бирже металлов 24 июня 2019 года она достигла максимума за шесть лет.
Но глава второй по величине золотодобывающей компании России Polymetal Виталий Несис говорил, что не видит предпосылок для дальнейшего роста цен на металл: «Текущий взлет — это следствие изменения ожиданий по ставке в США и эскалации напряжения в отношениях США и Ирана».
Глава направления анализа долговых рынков BCS Global Markets Мария Радченко напомнила, что у Petropavlovsk был план увеличить в этом году производство и продажу золота на 22–35%, до 450–500 тыс. унций, за счет запуска нового автоклава для извлечения металла из концентрата.
«Вызывает вопросы выход из компании крупнейшего из акционеров как раз в тот момент, когда компания должна продемонстрировать существенное улучшение операционных и финансовых показателей, что позитивно бы сказалось и на ее стоимости», — говорит Радченко.
Реструктуризация облигаций в формате обмена на новые конвертируемые бумаги с погашением через пять лет и выплатой инвесторам щедрой премии, на ее взгляд, также не укладывается в заявленные компанией планы улучшить в 2019 году финансовый профиль.
«Мы считаем смену основного акционера и реструктуризацию конвертируемых бумаг тревожным сигналом для держателей еврооблигаций Petropavlovsk. Поскольку запаса прочности у Petropavlovsk попросту нет, в случае если запуск автоклава не улучшит существенно финансовые показатели, Petropavlovsk может как минимум столкнуться с проблемами с обслуживанием долга — резюмировала аналитик.
Есть несколько версий, почему Троценко может быть интересен этот актив, рассуждает генеральный директор НАО «Евроэксперт» Екатерина Синогейкина. Он может покупать долю для последующей перепродажи или выступать номинальным покупателем в чьих-то интересах.
«При этом Троценко уже давно интересуется не только добычей, но и переработкой золота. К примеру, недавно на аукционе он купил Новосибирский аффинажный завод», – напоминает Синогейкина.
Причиной покупки может быть инвестиционная привлекательность актива и наличие свободных ресурсов у покупателя, который рассматривает золото как перспективное направление для инвестирования с учетом текущей конъюнктуры рынка, продолжает Синогейкина: «Золото отличается определенной стабильностью на фоне остальных рынков. В условиях санкционных рисков это привлекательный актив».