По данным газеты «Коммерсант», бывший топ-менеджер госкомпании «Росатом» Нарек Сираканян приступил к консолидации российского рынка прямых продаж.
Бизнесмен объединяет свою компанию Freedom, владеющую брендами Coffeecell и Binghan, под которыми производятся напитки и капсулы из женьшеня, с Vision — одним из старейших продавцов биологически активных добавок (БАД). Стоимость активов объединенной компании может достичь $150 млн.
Freedom International Group Ltd (управляет брендами Coffeecell и Binghan), зарегистрированная в Гонконге Нареком Сираканяном, сливается с одной из крупнейших компаний прямых продаж Vision International People Group PL, рассказали стороны сделки.
Vision сохранит свои основные бренды и продуктовый портфель. Кроме этого, президент Vision Дмитрий Буряк возглавит совет директоров Freedom, господин Сираканян останется ее президентом. Акционерную структуру компании после слияния стороны не раскрывают.
Vision создана в 1996 году и зарегистрирована на Кипре. С 2003 года ее акции размещены на Кипрской фондовой бирже. Контролирующим акционером является Дмитрий Буряк. Vision работает в России, странах СНГ, на Украине, во Вьетнаме, в Восточной Европе.
Выручка по итогам 2016 года составляет $34,9 млн. По версии портала Business for Home, Vision занимает 106-е место среди крупнейших по обороту компаний, занимающихся сетевым маркетингом (прямые продажи).
Суммарная стоимость активов объединенной компании может составить около $150 млн, утверждает источник, близкий к сделке. Участники слияния это не комментируют, отмечая лишь, что общая численность дистрибьюторской сети превысит 200 тыс. человек.
Господин Сираканян добавляет: по итогам 2018 года оборот объединенной компании может достичь $75 млн благодаря инвестициям в маркетинг, поддержку распространителей и увеличение их числа (ориентировочно $30 млн), а также внедрению IT-технологий. Например, в IT-интеграцию участники сделки готовы вложить $5 млн.
Нарек Сираканян говорит, что в объединенной компании планируется внедрить облачное решение Sessia. Эту программу разработала компания, основанная им и Евгением Богданчиковым — сыном экс-президента «Роснефти» Сергея Богданчикова.
«У нас есть все шансы занять доминирующие позиции в прямых продажах не только на уже освоенных рынках, но и правильным образом выйти в страны Юго-Восточной Азии, прежде всего Китай»,— отмечает господин Буряк. Сегодня, по данным самих компаний, около 70% продаж Vision и 60% оборота Freedom приходится на российский рынок.
Господин Сираканян утверждает, что Freedom планирует продолжить консолидацию рынка прямых продаж в России и уже ведет переговоры с другими участниками рынка. Их имен он не называет.
Основной продукцией Freedom и Vision являются биологически активные добавки. По итогам первого полугодия 2017 года их продажи через аптеки выросли на 10% в рублях и на 5,5% в упаковках, подсчитали в DSM Group. В 2017 году рынок в денежном выражении вырос лишь на 1%, до 31,5 млрд. руб., в натуральном выражении он показал незначительный рост — до 268 млн упаковок.
Менеджер по управлению портфелем брендов Amway Оксана Адемасова отмечает: на рынке прямых продаж БАДов темпы роста замедлились преимущественно из-за кризиса. Но в целом, по ее словам, увеличилось число тех, кто системно принимает БАДы.
«Если пять лет назад таких людей было около 5–10%, то теперь их около 15%»,— рассказывает она. Госпожа Адемасова говорит, что активнее других категорий растут продажи детских и специализированных витаминов.
Президент Ассоциации прямых продаж (АПП) Тамара Шокарева подчеркивает, что категория БАДов растет быстрее всего рынка прямых продаж в России. В 2016 году их доля составила 27,5% против 26,7% в 2015 году, добавляет она. Весь рынок, по данным АПП, в прошлом году вырос на 10%, до 121 млрд. руб.
Слияние Freedom и Vision не первая подобная сделка на рынке за последнее время. В июле прошлого года Faberlic объявила о присоединении продавца нижнего белья, аксессуаров и бижутерии Florange. В середине августа 2017 года эту сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба.