Производитель бытовой химии и косметики Synergetic, инвестором которого ялвяется фонд Baring Vostok, стал владельцем 49% магазина натуральных товаров 4fresh, узнал Forbes из данных СПАРКа. Компания стала акционером основного юрлица маркетплейса, ООО «4Фреш», 1 декабря 2022 года. Прежде 100% 4fresh принадлежало его сооснователю Антону Козлову.
В Synergetic и 4fresh отказались комментировать сделку. Инвестиционный менеджер «ТилТех Капитала» Анна Слободенюк оценивает ее в сумму до 100 млн рублей — с учетом ситуации на рынке в 2022 году, отсутствия значимого роста 4fresh и его низкой рентабельности. Оценка генерального директора Infoline Михаила Бурмистрова более оптимистична: по его мнению, сумма покупки не превышала 200 млн рублей. Илья Пуйда, директор компании — производителя фиточаев Floris, одного из партнеров 4fresh, оценивает сделку в большую сумму — в 400–450 млн рублей.
Synergetic выпускает экологически чистые средства для стирки, уборки, мытья посуды в Нижегородской области с 2013 года. Компанию основал предприниматель Алексей Зюзин, прежде он занимался производством бетона. Весной 2020 фонд Synergetic привлек инвестиции от Baring Vostok в обмен на миноритарную долю. Структура фонда владеет 19% головной кипрской компании Planet Synergetic Ltd., Алексею Зюзину принадлежит 32,4%, остальные доли распределены между менеджментом, писал «Коммерсантъ» в 2021 году со ссылкой на кипрский реестр. По данным СПАРКа, в 2021 году выручка Synergetic составила около 6,3 млрд рублей (это вдвое больше показателей 2020 года), прибыль — 234 млн рублей. Сегодня компания продает более 10 млн товаров в месяц, говорится на ее официальном сайте.
Интернет-магазин 4fresh существует с 2010 года. Антон Козлов создал его вместе с супругой Натальей. Поначалу компания продавала только натуральную косметику, с 2015 года в ее ассортименте появились бытовая химия и популярные среди поклонников ЗОЖ продукты питания. Компания также стала развивать офлайн-розницу и оптовые продажи.
Бизнес стабильно рос до 2020 года, но затем столкнулся с конкуренцией с маркетплейсами Ozon и Wildberries, которые тоже вышли на рынок ЗОЖ-продукции. Чтобы справиться с ней, 4fresh занялся оптовыми поставками в федеральные торговые сети и начал продавать товары под собственным брендом через те же Ozon и Wildberries, рассказывали Козловы в беседе с Forbes в сентябре 2021 года. Согласно СПАРКу, финансовые показатели 4fresh в 2021 году не сильно изменились по сравнению с 2020-м: годовая выручка превысила 821 млн рублей, а прибыль — 13 млн рублей. По данным сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace, суммарный оборот 4fresh на Ozon и Wildberries за 2022 год составил всего около 4,3 млн рублей.
4fresh мог заинтересовать Synergetic как актив, так как на этот маркетплейс приходилась весомая доля продаж производителя, считает генеральный директор Moneyplace Дмитрий Ермолаев. Компания приобрела почти половину площадки для сбыта своей продукции, констатирует он. По его мнению, благодаря сделке производитель может увеличить оборот, снизить затраты на комиссию и получить таким образом двойную выгоду.
Илья Пуйда полагает, что для Synergetic покупка 4fresh — способ увеличить аудиторию. Производитель сможет расширить ассортимент ЗОЖ-товаров и нарастить присутствие в этой нише, говорит он, отмечая, что это может быть частью долгосрочной стратегии Synergetic.
По мнению Бурмистрова, сделка с «сильным партнером» положительно скажется и на 4fresh. «С одной стороны, после ухода с российского рынка [онлайн-магазина БАДов и полезных продуктов] iHerb возможности для масштабирования открылись для 4fresh, с другой — конкуренция в сегменте существенно усилилась за счет новых игроков».