По данным газеты «РБК daily», японский автопроизводитель Nissan ведет переговоры с «Тройка Диалог» и «Ростехнологии» о покупке 10% акций «Автоваз». Как сообщил глава госкорпорации Сергей Чемезов, речь идет о покупке 6% акций у «Тройки Диалог», еще 4% готовы продать «Ростехнологии».
Японцы могут купить акции «Автоваз» за наличные деньги. Если стороны договорятся, то сделка может состояться уже в будущем году. Может быть, в ближайшей перспективе «Тройка Диалог» продаст и все акции. Однако в «Тройке» не исключают возможности, что переговоры в настоящее время могут завершиться ничем.
По словам Сергея Чемезова, «последнее слово» останется за «Тройка Диалог». «Все зависит от того, как решит «Тройка», именно она должна утвердить размер сделки», — сообщил он.
Около месяца назад глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон сообщал, что компания рассматривает возможность довести свой пакет в «Автоваз» до контрольного. Чемезов 19 ноября подтвердил, что доля альянса Renault-Nissan в перспективе должна быть доведена до контрольной. «Скорее всего, доля Renault будет больше», — предположил он.
Renault в 2008 году 25% акций «Автоваз» достались за $1 млрд. «Ростехнологии» оценивают стоимость «Автоваз» в 2011 году в $2,8—2,9 млрд. «Такая оценка основана на прогнозе показателя EBIТDA завода», — пояснил Сергей Чемезов, добавляя, что на текущий год эта методика дает оценку в $2,4 млрд. Исходя из текущих котировок (12,9 руб. за привилегированную акцию и 33,5 руб. за обычную) капитализация «Автоваз» все еще далека от этих оценок — $1,7 млрд.
Таким образом, 10% капитала завода Nissan могли бы обойтись сейчас в $170 млн., тогда как в 2011 году — уже почти в $300 млн. Но стоит учесть, что в середине ноября котировки акций «Автоваз» резко прибавили в цене. Только 16 ноября привилегированные акции завода подскочили в цене на 30%, до 13,1 руб. за штуку, а обычные акции выросли на 20%, до 35,8 руб. за штуку. При этом отраслевые эксперты и трейдеры разводили руками: причин для столь быстрого роста в тот день не было.
ОАО «Автоваз» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Ранее выпускал автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»). Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока». Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.
В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «Автоваз» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.
В кризисный 2009 год первоначально планировалось выпустить 475 тыс. автомобилей, затем эта цифра была скорректирована до 332 тысяч автомобилей. В 2009 году завод останавливался дважды с начала года. Сначала в феврале 2009 года — из-за отказа производителей автокомпонентов отгружать продукцию автогиганту, пока он не погасит перед ними свои долги. Другой раз — уже на весь август — по решению топ-менеджмента из-за проблем со сбытом.
В ноябре 2009 года российское правительство заявило о готовности оказать «Автоваз» поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд — это невозвратные долги, ещё 12 млрд руб. пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест.
Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали 27 ноября 2009 года протокол о сотрудничестве в рекапитализации «Автоваз». Соглашение предусматривает финансовую помощь «Автовазу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan.
10 марта 2010 года совет директоров «Автоваз» одобрил бизнес-план до 2020 года, по которому планируется рост производства автомобилей до 1,2 млн штук в год к концу 2010-х годов, а также инвестиции в предприятие за 2010—2020 годы в размере до €3 млрд. 26 августа 2010 года президент ««Автоваз»» Игорь Комаров сообщил, что чистая прибыль ««Автоваз»» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона рублей по РСБУ против убытка за аналогичный период 2009 года.
«Для «Ростехнологий» и «Тройки» лучше получить деньги за акции «Автоваз», чем обменять их, поэтому компаниям все равно, кто купит акции — Renault или Nissan», — считает аналитик компании «Атон» Юлий Матевосов. По его мнению, покупая долю в «Автоваз», Nissan, таким образом, увеличивает свои позиции на российском рынке, а также получает выход на контрольный пакет уже для альянса в качестве следующей стадии сделки.