Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
40
1 253
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Лисин Владимир СергеевичЗавод Прогресс (Липецкая область)
800

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 647,25  (-37,35%)
1 023,28  (-0,47%)
6 688,46  (+27,25%)
117 285,97  (+2 799,67%)
4 312,34  (+121,23%)
66,03  (-1,06%)
Источник Investfunds

ЛУКОЙЛ намерен составить компанию «Башнефти» при покупке АЗС в Самарской области

Федеральная антимонопольная служба России 26 ноября 2014 года одобрила ходатайство ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» о получении в собственность 11 автозаправочных станций самарского розничного оператора «АЗС Актан».

В октябре 2014 года ФАС одобрила ходатайство о покупке 100% уставного капитала ООО «АЗС Актан», направленное «Башнефтью». В «Башнефти» дают понять, что от своих планов не отказались и намерены закрыть сделку. В ЛУКОЙЛе планы не комментируют. Эксперты полагают, что речь может идти о разделе бизнеса самарской сети между двумя игроками.

ФАС России 26.11.2014 г. сообщила об одобрении ходатайства «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта» о получении в собственность 11 автозаправочных станций ООО «АЗС Актан», составляющих 60,96% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов общества.

По данным Kartoteka.ru, ООО «АЗС Актан» образовано в июне 2014 года. Уставный капитал компании составляет 1,15 млрд руб. Розничный оператор владеет сетью автозаправок в Самарской области, точное количество которых компания не называет.

Ранее АЗС сети принадлежали различным юридическим лицам, аффилированным с холдингом «Актан», который контролирует семья бывшего управляющего ОАО «Самаранефтегаз» Павла Анисимова. Однако летом заправки холдинга были переведены на баланс ООО «АЗС Актан». 82,38 % компании принадлежит ООО «Актан», владельцами которого, в свою очередь, являются Екатерина Чернякова, Алексей и Татьяна Анисимовы.

По данным самарских СМИ, «АЗС Актан» может владеть от 18 до 30 автозаправочных станций в Самарской области. В конце октября о намерении приобрести 100% уставного капитала «АЗС Актан» объявила «Башнефть», совет директоров которой одобрил эту сделку.

Ходатайство компании поддержала и ФАС. Стоимость покупки розничного оператора, равно как и другие параметры сделки, не раскрывались. Аналитики оценивали стоимость самарской сети в диапазоне 2 млрд руб. и выше исходя из стоимости одной АЗС в Самарской области в районе 50–80 млн руб.

«От своих намерений по приобретению „АЗС Актан“ мы не отказывались»,— заявил вчера „Ъ“ заместитель руководителя пресс-службы «Башнефти» Сергей Вереземский. Он добавил, что процесс подготовки сделки идет, а о ее завершении компания объявит публично. Ранее в «Башнефти» планировали закрыть сделку до конца года. Намерения ЛУКОЙЛа, о которых стало известно 26 ноября из сообщения ФАС, в «Башнефти» в этот  день не комментировали.

Комментарий

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов, рассуждая о деталях сделки с самарской сетью, предположил, что «Башнефть», оказавшаяся перед угрозой смены собственника, могла отказаться от части бизнеса самарской компании.

Но возможен и другой вариант, считает эксперт: «„Башнефть“ хотела приобрести 100% долей общества, а „ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт“, согласно материалам ФАС, хочет получить 60,96% стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ООО „АЗС Актан“. Другими словами, возможно, „ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт“ ничего не покупает, а именно получает часть основных средств сети, например, за долги», предположил господин Баранов.

Адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко поясняет: «В данном случае юридически признается возможность одной компании приобрести, то есть купить пассив — 100% долю в капитале „АЗС Актан“, а другой компании — принять часть активов „АЗС Актан“ в виде основных производственных средств, то есть заправочных комплексов».

Что касается интереса «Башнефти» и ЛУКОЙЛа к самарским АЗС, то эксперты считают это логичным. «Свободных активов, подобных „АЗС Актан“, на рынке осталось немного, и нефтяные компании планомерно реализуют стратегию вертикальной интеграции»,— заметил руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев.