По данным газеты «Коммерсант», ЛУКОЙЛ рассмотрел бы покупку Антипинского НПЗ в случае банкротства завода, заявил журналистам первый вице-президент нефтекомпании Вадим Воробьев. По словам топ-менеджера, сейчас Антипинский НПЗ «слишком дорого стоит с учетом долга», который, по данным “Ъ”, составляет около $3 млрд.
В этом НПЗ (входит в группу New Stream) 80% принадлежит структурам Дмитрия Мазурова, оставшаяся доля — у однокурсника президента РФ, юриста Николая Егорова. Основным кредитором НПЗ является Сбербанк, который ищет покупателей на активы New Stream.
В конце прошлого года Сбербанк получил «золотую акцию» завода, по информации “Ъ”, за символический €1, а также принял решение ввести своих представителей в органы управления New Stream.
В Сбербанке, New Stream отказались от комментариев на предмет возможного банкротства группы.
«Мы рассматриваем любые активы на территории России, но этот актив достаточно сложный. При той кредитной нагрузке он нам неинтересен», - Вагит Алекперов, глава и основной акционер ЛУКОЙЛа, об Антипинском НПЗ, 14 февраля 2019 года.Вопрос поиска инвестора встал ребром после выхода из New Stream владевшего 50% в группе Игоря Макарова. Финансовые проблемы группы вылились в нехватку оборотных средств на закупку нефти и даже остановку Антипинского НПЗ в конце прошлого года, из-за чего пришлось привлекать дополнительное кредитное финансирование Сбербанка.
Источники “Ъ” говорили, что господин Макаров так и не смог исполнить свои обязательства, в том числе по инвестированию в НПЗ. По словам собеседников “Ъ”, еще с лета 2018 года шли переговоры о покупке доли Игоря Макарова в New Stream бывшим первым вице-президентом Газпромбанка Андреем Зокиным, который на рынке считается человеком, близким к главе «Ростеха» Сергею Чемезову.
Господин Зокин летом 2018 года стал президентом группы вместо Дмитрия Мазурова, однако уже в январе 2019 года сделка развалилась и он покинул группу.
ЛУКОЙЛ является крупнейшим российским нефтепереработчиком после «Роснефти». Компании принадлежат четыре крупных НПЗ в РФ, переработка в 2018 году — 43 млн. тонн нефти.
Источники “Ъ” говорят, что делегация ЛУКОЙЛа действительно посещала завод. Один из них утверждает, что покупку Антипинского НПЗ рассматривал и «Сургутнефтегаз». Сейчас, по словам собеседников “Ъ”, вариант банкротства не рассматривается, есть надежда на поиск инвесторов.
Рост налоговой нагрузки на нефтепереработку последние несколько лет и будущее завершение налогового маневра впоследствии могут привести к снижению привлекательности отрасли, поэтому крупные нефтекомпании основные средства вкладывают в разведку и добычу.
В то же время ЛУКОЙЛ обладает одним из самых высоких показателей свободного денежного потока в отрасли — 555 млрд. руб. к концу 2018 года ($8,4 млрд.), при этом компания практически не покупает активов в России.
Андрей Полищук из Райффайзенбанка отмечает, что у крупных нефтекомпаний уже достаточно перерабатывающих мощностей, поэтому вероятность покупки этого актива минимальна, но все будет все равно зависеть от цены.