Федеральная антимонопольная служба опубликовала ходатайство шведской Lantmannen о приобретении 100% ООО «Ориент продактс». Оно выпускает дрожжевые хлебцы «Круазетт» и «Щедрые» на площадке под Санкт-Петербургом.
По данным «СПАРК-Интерфакс», с 2011 года ООО контролируется кипрской Flabier ltd. До этого 35,5% «Ориент продактс» владел экс-гендиректор Ruric Management (управляет коммерческой недвижимостью, входит в шведскую Ruric AB) Леонид Полонский, еще 30% принадлежали бенефициару группы «Благо» Аркадию Фосману. У Роберта и Нонны Полонских было 9,5% и 15% соответственно, остальная доля была у Валентины Лабутиной.
На сайте Lantmannen сказано, что покупателем «Ориент продактс» выступит подразделение Lantmannen Cerealia (выпускает муку, мюсли и хлебцы под брендами Regal, Sopps, Finn Crisp). Сделка должна быть закрыта к началу сентября, ее сумма не раскрывается.
«Российский рынок хлебцев — один из крупнейших в мире и самый быстрорастущий в Европе, популярность продукта в стране растет на фоне тренда на здоровое питание»,— говорит гендиректор Lantmannen Cerealia Кристер Закари.
По данным Euromonitor International, в 2016 году продажи соленого печенья (включая хлебцы) в России выросли на 3,6%, до 40,1 млрд. руб.
Бренд Finn Crisp занял 2,6% рынка в денежном выражении. Крупнейшая доля у СТМ (собственных торговых марок) сетей — 13%, 10,1% продаж пришлось на марку TUC (производитель Mondelez), 9,3% — на «Яшкино» (КДВ).
Lantmannen — сельскохозяйственный кооператив, которым владеют 25 тыс. шведских фермеров. Занимается сельским хозяйством, энергетикой, производством продуктов и др.
Выручка в 2016 году — 37,2 млрд. шведских крон (267,8 млрд. руб. по курсу ЦБ на 13 июля). Общая выручка Lantmannen в России в 2016 году выросла на 10%, до 329 млн. шведских крон (2,36 млрд. руб.).
Другое подразделение кооператива, Lantmannen Unibake (выпускает свежие и замороженные хлебобулочные изделия), уже владеет фабрикой в Московской области. «Ориент продактс» станет первым производством Lantmannen Cerealia в России, отмечает господин Закари. Мощность предприятия он раскрыть отказался.
В 2015 году выручка «Ориент» выросла на 44,1%, до 129,9 млн. руб., чистая прибыль — на 29%, до 1,7 млн. руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»).
По оценке одного из участников рынка продуктов питания, примерная стоимость бизнеса «Ориент продактс» составляет три-пять объема годовой выручки ( 390–650 млн руб.). Приобретение позволит Lantmannen Cerealia снизить стоимость продукции и выйти на второе место по продаже хлебцев в России после ОАО «Хлебпром» (бренд Dr.Korner), добавил источник на рынке.
На хлебцы в 2016 году пришлось 10% от всех продаж Lantmannen, сообщается в ее отчетности. При этом в России позиции бренда Finn Crisp ухудшились из-за девальвации рубля.
В прошлом году на российском рынке хлебцы Finn Crisp подорожали на 20%, а продажи Lantmannen Cerealia снизились на 30% в натуральном и на 19% в денежном выражении, подсчитала эксперт по ритейл-аудиту Nielsen Марина Лапенкова.
По ее данным, продажи «Ориент продактс» выросли за тот же период на 38% в натуральном и на 50% в денежном выражении. Позитивную динамику госпожа Лапенкова связывает с активным наращиванием дистрибьюции и ростом цен на умеренные 11%.
За последние полгода продажи бренда «Щедрые» в Metro Cash & Carry выросли на 30%, рассказали в сети. В Auchan Finn Сrisp занимают 10% ассортимента хлебцев, «Щедрые» — около 1%, сообщила директор по коммуникациям «Auchan Россия» Мария Курносова.
Представитель ГК «Дикси» Владимир Русанов (сети «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт») говорит, что у продукции «Ориент продактс» в три раза больше места на полке, чем у марки Finn Сrisp.