По данным газеты «Коммерсантъ», выходец из СССР, ныне гражданин США, предприниматель Леонард Блаватник выкупил издательский дом «Провинция» (выпускает 25 еженедельных региональных газет общим тиражом 650 тыс. экземпляров и федеральный сборник сканвордов «Залепуха») у его основателя Бориса Гиллера. Сделка, скорее всего, была безденежной — актив перешел к новому владельцу за долги. Миллиардер давно инвестирует в кино- и телекомпании, но газеты приобрел впервые.
Сейчас идет процесс, в результате которого права собственности на ИД перейдут группе инвесторов, но конечный бенефициар — господин Блаватник. Оформление всех документов потребует еще как минимум несколько месяцев. Только после этого представители нового владельца смогут принять решение о дальнейшей судьбе актива — его перепродаже или развитии.
Напомним, что в ноябре 2009 года господин Гиллер выставил весь издательский дом на продажу через торги: они должны были состояться 25 января в московском офисе издательства, но их отменили за неделю до назначенной даты без объяснения причин. Стартовая цена предполагалась в размере $18 млн. Примерно эту сумму составляли долги «Провинции». Основным кредитором и были структуры Леонарда Блаватника.
На сегодняшний день еженедельники Издательского Дома «Провинция» выходят в 25 регионах России общим тиражом порядка 650 000 экземпляров. ИД «Провинция» живет исключительно по рыночным законам. Это означает, что все его проекты должны быть самоокупаемыми. Газеты не дотируются ни из федерального, ни из региональных, ни из местных бюджетов.
Газеты Издательского дома не получают «денежной помощи» ни от финансово-промышленных групп, ни от банков, ни от иных подобных структур. А это позволяет им иметь собственную позицию по важнейшим вопросам политики, экономики и жизни общества. И отстаивать эту позицию без оглядки на власти и олигархов всех масштабов, а в случаях освещения некой конфликтной ситуации предоставлять возможность высказать свое мнение всем заинтересованным сторонам.
Как известно, для читателя местная информация всегда интереснее той, что поступает из столицы. Вот почему около 70% - 80% материалов в газетах Издательского Дома посвящены жизни регионов. На страницах изданий «Провинции» часто выступают губернаторы, вице-губернаторы, мэры крупных городов, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители и владельцы крупных предприятий, деятели культуры и искусства. Но, при этом, в газетах «Провинции» соблюдается оптимальный баланс между серьезными аналитическими статьями и развлекательными материалами.
Источник, близкий к сделке, подтверждает, что при продаже господину Блаватнику ИД оценивался примерно в $20 млн.
«ИД «Провинция» — первый актив господина Блаватника в печатных СМИ. Вряд ли новая команда сейчас вообще представляет, что делать с этим активом. Развивать его и выводить на безубыточность будет трудно»,— уверен гендиректор ИД «Ньюс медиа — Рус» Арам Габрелянов.
Гендиректор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин считает, что развитие «Провинции» уже в первый год потребует $5 млн. «На местных рынках сейчас очень высокая конкуренция, а у изданий «Провинции» есть существенный минус — они не имеют единого для всех регионов бренда, что усложняет привлечение рекламных бюджетов, формирующихся в Москве»,— отмечает господин Сунгоркин. По его мнению, имеет смысл готовить издания для перепродажи в регионах по отдельности.